Финансовая система РФ

Тема II. Финансово-кредитная система Российской Федерации

Распределение и перераспределение общественного продукта обусловливает исключительное многообразие финансовых отношений, складывающихся между субъектами обществен­ного производства. Единые по сущности, финансовые отношения значи­тельно отличаются друг от друга по содержанию. Вместе с тем, они имеют и некоторые общие черты между собой, что позволяет их классифи­цировать, объединять, группировать - с преобразованием всей совокупнос­ти финансовых отношений в финансовую систему.

В соответствии с ролью экономических субъектов в общественном про­изводстве, в финансовой системе выделяются три крупные сферы финан­совых отношений:

Ø государственные и муниципальные финансы;

Ø финансы хозяйствующих субъектов;

Ø финансы домашних хозяйств.

Внутри каждой из названных сфер, выделяются соответствующие зве­нья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зави­симости от характера деятельности экономических субъектов, что опреде­ляет способы, источники формирования и направления использования фи­нансовых ресурсов, образуемых в их распоряжении.

В сфере государственных и муниципальных финансов, в зависимости от характера деятельности субъектов финансовых отношений, выделяются в качестве звеньев:

Ø бюджеты органов государственной власти и органов местного само­управления;

Ø внебюджетные фонды.

Бюджетные отношения связаны с выполнением различных функций и задач, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, отражают деятельность указанных органов, связанную с реализацией различных целей, обусловленных данными функциями. Бюд­жеты, формируемые в распоряжении органов власти, имеют многоцелевое назначение.

Внебюджетные фонды связаны с деятельностью органов государствен­ной власти по реализации отдельных конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, по инвалидности, по случаю потери кормильца, по безработице, а также на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи. Внебюджетные фонды имеют ис­ключительно целевое назначение.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:

Ø финансы коммерческих организаций и индивидуальных предприни­мателей;

Ø финансы некоммерческих организаций.

Специфика финансов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей обусловлена целью деятельности хозяйствующих субъек­тов, направленной на извлечение прибыли. Это определяет их экономичес­кое поведение в системе общественного хозяйства, содержание финансо­вых отношений с их участием, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов.

Наряду с финансами коммерческих организаций ииндивидуальных пред­принимателей, в сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяется звено финансов некоммерческих организаций. Его особенность обусловлена дея­тельностью хозяйствующих субъектов, не преследующих в качестве цели извлечение прибыли. Они обеспечивают осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, свя­занных с предоставлением общественно значимых услуг.

В целом, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Она имеет следую­щий вид (см. рис. 2.1).

Внутри названных звеньев финансовые отношения группируются по различным критериям.

 

 
 

 


Рисунок 2.1. Сферы и звенья финансовой системы

Внутренняя структура звеньев государственных и муниципальных фи­нансов определяется организационно-правовыми формами обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуп­равления, обусловленными государственным и административно - терри­ториальным устройством страны.

Внутренняя структура звеньев финансов хозяйствующих субъектов оп­ределяется способами участия указанных субъектов в хозяйственном обо­роте, а также организационно-правовыми формами осуществления их дея­тельности.