Виды хозяйственного учета
Понятие и сущность хозяйственного учета
Исторические предпосылки возникновения бухучета
Бухучет насчитывает 6 тыс.лет. Возникла в середине 15 века. Основоположник науки бухучета – Лука Почели, который в своем 11 трактате «Счета и двойная запись» раскрыл сущность двойной записи (1494 г.). Лука Почели – ученик Леонардо Да Винчи. Сущность двойной записи – один счет дебетуются, другой – кредитуется на одну и туже сумму. «Счетная наука Кларка» (учебное пособие). В РФ бухучет начался с Петровских времен.
Для получения достоверных сведений о хозяйственных процессах организуется хозяйственный учет, который представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими в условиях конкретной информации. Учет это прежде всего регистрация фактов и событий, а оценка этих фактов подразумевает их количественное измерение. Для определения количественных характеристик имущества предприятия и ее обязательств, а также хозяйственных процессов используются измерительные: натуральные, стоимостные, трудовые. Натуральные – тонны, штуки и т.д. Трудовые – трудозатраты. Стоимостные – денежные.
Хозяйственный учет состоит из трех видов:
1. Оперативные - ежедневный
2. Статистический – наиболее массовые явления
3. Бухгалтерский
Бухучет (ф.з.129) – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Цель учета – сбор, регистрация и обобщения информации о деятельности организации.
Отличительные особенности – непрерывность, сплошной по охвату, применяет особые, только ему присущие способы обработки информации (счета, двойная запись, баланс и др.), документально обоснован (имеет юридическую силу); информация, формируемая в бухучета, имеет стоимостную оценку, что обеспечивает возможность обобщения и группировки данных, а также их сопоставимость.
Бухучет имеет три разновидности:
1. Финансовый – система сбора и обобщения учетной информации с целью составления финансовой отчетности (баланс, отчет о прибыли и убытках и т.д.).
2. Управленческий –это внутренний учет, который предназначен для сбора учетной информации, используемой внутри организации руководителями, менеджерами и т.п. Он обобщает плановую, нормативную, аналитическую и прогнозную информацию.
3. Налоговый– предназначен для сбора информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов и сборов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности. Включает проведение самостоятельных расчетов или расчетных корректировок данных бухгалтерского учета. Основные функции налогового бухучета:
1. Сбор и фиксирование первичной информации, необходимой для правильного определения налоговых обязательств плательщиков
2. Своевременное отражение информации в бухгалтерских и налоговых регистрах и на счетах бухгалтерского учета
3. Формирование достоверной налоговой отчетности
4. Контроль за формированием налоговой информации и налоговой отчетности
Задачи бухгалтерского учета:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимые внутренним и внешним пользователям.
2. Обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, а также контроля за сохранностью и использованием производственных ресурсов (материальные, трудовые, финансовые) в соответствии с нормативами, утвержденными нормами и сметами.
3. Своевременное предупреждение появления негативных тенденций финансово-хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и в перспективе.
Функции бухгалтерского учета:
1. Контрольная функция – обеспечивает контроль за сохранностью, движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчетов, с Государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений.
Три вида контроля:
a) Предварительный
b) Текущий
c) Последующий
2. Информационная функция – фиксирует фактическое состояние информации. Она должна быть правдивой, содержать только необходимые данные, что позволяет быстрее изучать эти данные, принимать оптимальные управленческих решений.
3. Обеспечение сохранности имущества - использование специализированных складских помещений, где используются автоматизированные системы сбора и обработки информации, научно обоснованные методы выявления недостач, потерь, растрат и т.д.
4. Функция обратной связи – предполагает ввод неупорядоченных данных, процесс их обработки и вывод уже упорядоченных данных .
5. Аналитическая функция– раскрывает внутрихозяйственные резервы и намечает пути целенаправленного использования этих резервов.