Метод цены последующей реализации
Для определения соответствия рыночным цены, по которой товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, использование метода цены последующей реализации является приоритетным по сравнению с другими методами (п. 2 ст. 105.10 НК РФ).
Указанный метод используется, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности. Например, если посредник владеет более известной торговой маркой, чем у первоначального продавца, интервал валовой рентабельности посредника может оказаться больше. Значит, в данной ситуации указанный метод не должен применяться.
Кроме того, метод цены последующей реализации может быть использован в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:
- подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
- смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Итак, согласно п. 1 ст. 105.10 НК РФ с помощью метода цены последующей реализации определяется соответствие цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.
Попробуем "перевести" эту сложную смысловую конструкцию. Предположим, есть две взаимозависимые организации "А" и "Б", сделки между которыми входят в категорию контролируемых. "А" реализует товар "Б" по цене 5 руб., организация "Б" без переработки товара перепродает его покупателям по цене 20 руб. Организация "Б" имеет более льготный режим налогообложения, поэтому именно у нее "оседает" львиная доля наценки. Чтобы выяснить, соответствует ли рыночной цена, по которой приобретался товар в сделке "А" - "Б", валовая рентабельность "Б" при реализации товаров покупателям сравнивается с рыночным интервалом валовой рентабельности.
Валовая рентабельность определяется как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС. Этот и иные финансовые показатели, используемые для целей гл. 14.3 НК РФ, определяются на основании данных бухгалтерской отчетности (что следует из пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 105.8 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 105.8 НК РФ при определении интервала рентабельности используются значения рентабельности, определяемые:
- по результатам не менее четырех сопоставимых сделок, в том числе совершенных налогоплательщиком, при условии что указанные сделки совершены с лицами, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиком;
- на основании данных бухгалтерской отчетности не менее чем четырех сопоставимых организаций.
Значения максимального и минимального интервалов рентабельности определяются способом, указанным в п. 4 ст. 105.8 НК РФ. Он аналогичен способу, описанному в предыдущем разделе, где речь шла о методе сопоставимых рыночных цен.
Во-первых, производится выборка значений рентабельности, они расставляются по возрастанию и нумеруются.
Во-вторых, определяется минимальное значение интервала рентабельности. Для этого число значений рентабельности делится на 4. Если получилось дробное число - к целой части дробного числа прибавляется единица, а если целое число - рассчитывается среднее арифметическое значение рентабельности между номером, соответствующим целому числу, и следующим за ним значением рентабельности.
В-третьих, определяется максимальное значение интервала рентабельности. Для этого число значений рентабельности умножается на 0,75. Если получилась дробь - к целой части прибавляется единица, если целое число - нужно рассчитать среднее арифметическое между значениями рентабельности, соответствующими этим значениям целого числа, и следующим за ним значением рентабельности.
Вот вкратце порядок определения интервала валовой рентабельности, предусмотренный ст. 105.8 НК РФ. Теперь вернемся к ст. 105.10 НК РФ, к методу цены последующей реализации.
Как следует из п. п. 4, 5 данной нормы, валовая рентабельность (ВР) лица, осуществляющего перепродажу ("Б"), сравнивается с полученным интервалом рентабельности (ИР):
1. ВР в пределах ИР. В этом случае считается, что для целей налогообложения цена, по которой товар приобретен в контролируемой сделке ("А" - "Б"), соответствует рыночной.
2. ВР выходит за пределы ИР. В этом случае для целей налогообложения
принимается цена, примененная в контролируемой сделке, определяемая исходя
из фактической цены последующей реализации товара и ВР, которая
соответствует ИР (если ВР < ИР ) или ИР (если ВР > ИР ), где