Научный стиль.
Функциональные стили
Функциональный стиль СРЛЯ – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств; каждый из функциональных стилей представлен рядом жанровых разновидностей.
Мы будем говорить о трех функциональных стилях: научном (НС), официально-деловом (ОДС), публицистическом (ПС).
Сфера функционирования – наука.
Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой деятельности. Первоначально стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествованию – его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала формироваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами из латинского языка, ставшего интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученый стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного труда стали труды Ньютона.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия 17-го века, когда стала создаваться русская научная терминология; научные труды М. В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине 19-го века – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени.
Основная функция - интеллектуально-коммуникативная; функциональное назначение научного стиля состоит в том, чтобы обеспечит адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания.
Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность (обобщенность), логичность и объективность изложения.
Преимущественная форма реализации - письменная. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Точность предопределяет терминологичность словарного состава (термин – это слово или сочетание слов, обозначающее п о н я т и е специальной области знания и деятельности). Понятие – это мысль о существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция.
Термин должен отвечать определенным требованиям:
1. Термин должен иметь четко фиксированное содержание в пределах определенной терминосистемы. Термин, раскрывающее какое-нибудь понятие, обязательно фиксируется в специальной справочной литературе.
2. Термин должен быть однозначным.
3. Термин не должен иметь синонимов. Могут быть только взаимозаменяемые термины-дублеты: лингвистика- языкознание.
4. Термин должен быть нейтральным, эмоционально не окрашенным.
5. Термин должен быть кратким и благозвучным.
Для современной терминологии характерна тенденция к интернационализации. Она осуществляется двумя основными способами. 1) используются словообразовательные элементы (приставки, корни, суффиксы) из интернационального (греко-латинского) фонда.2) заимствуются термины из языка-лидера в той или иной области науки. Так, когда-то слова космонавт и спутник вошли во все иностранные языки. Сейчас английский язык – признанный лидер в области пополнения терминологии информатики, электроники. Соответственно используются термины Интернет, сканер, принтер, файл…
Лексика научного стиля состоит из трех пластов: общеупотребительные слова, общенаучные (эксперимент) и термины (узкоспециальные).
- отвлечённая лексика (мышление, давление, отражение, скорость, невесомость);
- замкнутость лексического состава, строгость границ научной лексики, нежелательность синонимических замен;
- отсутствие слов с разговорной и разговорно-просторечной окраской;
- употребление многозначных слов только в одном-двух значениях, становящихся терминологическими: считать, сила, тело, окончание, узел, кора, движение, живой, тяжёлый, средний, кислый;
- научное отвлечённое "мы";
- "номинативный строй" научной речи (первое место - существительные, второе - прилагательные, третье - глаголы);
Для синтаксисанаучной речи характерно:
- неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения,
- использование вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов,
- сложные союзные предложения (наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия).
Чаще выделяют три подстиля: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный.
Нам кажется более полной является следующая классификация:
Научный стиль | ||||||||
Собственно Научный | Научно-информативный | Научно-справочный | Учебно-научный | Научно-популярный | ||||
Жанры | ||||||||
Монографии Статья Доклад | Реферат Аннотация Патентное описание | Словарь Справочник каталог | Учебник, словарь, Методическое пособие, лекция и др. | Очерк, книга, лекция, статья и др. | ||||
Тексты научного стиля речи могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики, таблицы.
Научный текст имеет строгую композицию, т.к. все в нем подчинено достижению конкретной цели. Научный текст, как правило, состоит из двух частей – описательной (формулируется предмет и метод, ход исследования, история вопроса) и основной (излагается методика и техника исследования, достигнутый результат; обычно членится на главы).
В практике вуза используются разнообразные научные тексты: первичные (первоисточники, оригиналы) и вторичные (научные статьи, монографии). Студент учится составлять тезисы –кратко сформулированные основные положения статьи, монографии, доклада; аннотации – краткая характеристика (описание) статьи, книги – строится по определенному клише: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Рецензия – письменный разбор текста. Конспект – письменная фиксация основных положений читаемого и ли воспринимаемого текста.
Научный стиль речи использует следующие методы логической организации научного текста:
- дедукцию (движение мысли от общего к частному),
- индукцию (движение мысли от частного к общему),
- аналогию (метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях; используется при построении учебников),
- проблемное изложение (постановка вопроса в определенной последовательности). Метод берет начало от сократовского метода.
Особенно актуально знакомство с научным стилем в работе над курсовой, а потом и дипломной.
Данная работа начинается с введения, где обосновывается актуальность темы.
Далее необходимо показать знакомство с имеющимися источниками по данной теме (история вопроса), проявить способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками.
Затем обосновывается цель работы, задачи, методика исследования.
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:
· сообщение;
· ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);
· рассуждение;
· языковой пример;
· объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).
Осваивая научный стиль изложения, необходимо понимать то, о чем писал А.И.Герцен в "Былом и думах": "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, доктринёры до того привыкают к уродливому языку, что другого не употребляют, им он кажется понятен, - в старые годы им этот язык был даже дорог, как трудовая копейка, как отличие от языка вульгарного. По мере того, как мы из учеников переходим к действительному знанию, стропила и подмостки становятся противны, - мы ищем простоты".