СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Деепричастие

1) Деепричастия на -вши (взяв - взявши, дав - давши) употребительны в разговорной речи и нежелательны в книжно-письменной. В вариантах высунув - высуня и т.п. вторая форма (архаичная) употребительна только во фразеологических оборотах.

2) Деепричастия на -учи(-ючи) (глядючи, гуляючи, едучи, идучи) несут на себе окраску народно-поэтической речи и архаичности и потому используются в целях стилизации.

3) Ошибки в употреблении деепричастий:

а) ошибочные образования (деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса а(я); деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса в): приветствовав, заметя, присмотрясь, чеша и др.;

б) возможны ошибочные сочетания деепричастий совершенного и несовершенного вида в качестве однородных членов: определив величины и измеряя силу тяжести…;

в) несоответствие вида обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом, и глагола-сказуемого (Подъезжая к реке, мы остановили лошадей);

г) нередко нарушается следующее правило: подлежащее, обозначающее лицо, совершает действие, обозначаемое сказуемым, и действие, обозначаемое деепричастием (Подготовив судно к плаванию, отход осуществляется следующим образом…);

д) нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном предложении (например: Проводив друга, мне стало грустно). Однако если безличная конструкция допускает действие активного субъекта, который в предложении не назван, но предполагается, то употребление деепричастного оборота возможно: Глядя на его поведение, можно подумать…

е) недопустимы конструкции, в которых деепричастный оборот относится к отглагольному существительному (Зубы змеи служат для удержания яйца, не раздавливая скорлупу).

Синтаксис - систематизированная совокупность словосочетаний, предложений, правила их построения и функционирования, а также раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка.

Отметим такие варианты синтаксических норм, которые у говорящих и пишущих могут вызвать затруднения.

1) Предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с дательным падежом: согласно указу, благодаря помощи, вопреки стараниям.

2) При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставится в форме мужского рода: Ректор университета регулярно выступал перед сотрудниками (даже если речь идет о женщине).

Неверными будут предложения: Новогоднюю атаку Жириновского тут же поддержала вице-спикер. Директорнашего завода только что прошла в свой кабинет.

При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с именем собственным: Референт Иванова помогла составить директору отчет.

3) При подлежащем, выраженном сложным существительным типа кресло-кроватъ, роман-газета, сказуемое согласуется со словом, обозначающим родовое понятие: В магазине продавалось кресло-кровать новой модели. Роман-газета распространялась через киоски.

4) Если при подлежащем есть приложение, то сказуемое согласуется с подлежащим, выражающим родовое понятие: газета «Известие» опубликовала…, но «Мертвые души» были прочитаны.

5) При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто и др.) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет.

При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем времени ставится в форму единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): Что случилось? - Что-то (чашка или блюдце) упало с полки.

6) При однородных подлежащих сказуемое ставится в форму единственного числа:

а) при наличии противительных союзов, соединяющих однородные члены, которые выражены существительным в единственном числе, а также при наличии союзов не только…, но и…; не столько…, сколько…;

б) при наличии тематической близости однородных подлежащих, например: Победит уверенность и твердость бойца;

в) при наличии повторяющихся перед однородными подлежащими слов весь, каждый, любой, никакой;

г) при инверсии (обратном порядке слов), если нет необходимости подчеркивать множественность действующих лиц и активный характер действий каждого из них: В цехе установлен новый станок и устройство для заточки резцов.

7) При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным в родительном падеже, сказуемое употребляется во множественном числе, если надо подчеркнуть активность каждого субъекта (В тренировке участвовали 22 футболиста), и в единственном числе, если надо подчеркнуть нерасчлененность, цельность всех субъектов, безличность всего высказывания (В тренировке участвовало 22 футболиста).

8) При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форму единственного числа: Двадцать один дом был отремонтирован.

9) При подлежащем, в состав которого входят неопределенно-личные слова типа несколько, много, согласование сказуемого может быть как по форме (т.е. с учетом конечного –о-у них как у слов среднего рода) в единственном числе (Несколько человек не работало), так и по смыслу (т.е. с учетом того, что такие слова обозначают множественность) во множественном числе (Несколько человек не работали).

10) При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в именительном падеже с существительным или местоимением в творительном падеже, сказуемое всегда стоит во множественном числе: Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни. Если сказуемое ставится в таких предложениях в единственном числе, это означает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное (или местоимение) в творительном падеже выступает в роли дополнения.

11) Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе: В платяном шкафу висело и валялось старье. Неверно предложение: Перед нашим домом, как обычно, гуляли детвора.

12) При наличии глагола связки быть именная часть составного сказуемого может быть в форме как именительного, так и творительного падежа: Отец был учитель/учителем. Задача была невыполнимая/невыполнимой.Форма творительная падежа является книжной.

13) Нельзя употреблять одновременно два подлежащих. Ошибочны построения типа Язык он средство общения.

14) Использование однородных членов - признак книжной речи. Используя однородные члены предложения, следует помнить:

а) Нельзя употреблять как однородные слова, указывающие на несопоставимые понятия, ошибочны предложения: 1) Кстати, не стоит забывать, что помимо собственных произведений Саврасов - пейзажист реализовался и как педагог. 2) Покажите потенциальному работодателю свое умение находить общий язык с людьми, свои способности в области психологии или свою чуткую душу.3)За нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего и превышение служебного положения

б) В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования, например: Он и изучал математику и учебные предметы.

в) Однородные члены, управляющие разными падежами, не могут иметь общее зависимое слово: Столичный ГУБОП только в первой половине прошлого года раскрыл четыре факта разбойных нападений и вымогательств у водителей-частников (слова нападение и вымогательство управляют разными падежами: нападения на …, вымогательства у …) Особенно здорово смотреть и участвовать в тех вида спорта, которые не успели надоесть (ср., смотреть на…, участвовать в…).

15) Не соответствует литературной норме предложения, в которых причастный оборот и определительная придаточная часть сочетаются как однородные составные части, например: К экзамену не допускаются студенты, не выполнившие контрольную работу, а также которые не сдали все зачеты.

16) Необходимо избегать объемных конструкций, нагромождения обособленных членов предложения, ср. например: А может быть, в этом лишенном пафоса среднерусском пейзаже, приспособленном средней школой для написания «сочинений по картине», зрители, даже однажды наткнувшиеся взглядом на репродукцию хрестоматийного произведения, непременно прочитывали в картине нечто такое, что оказывалось созвучно их представлениям об отечестве или Возможно, эти обстоятельства и заставили Галину Викторовну воскресить, хотя бы в своей памяти, хотя бы на ткани разноцветными нитками, многообразие жизни, питавшей еще недавно лучшие чувства людей, которые купались в Лихоборке, ловили в ней рыбу, загорали на ее берегах, собирали душистые букеты цветов, не боялись отведать яблочка, выросшего в городе.

17) В книжных стилях нежелательна замена союзного слова который словами где, когда, что в придаточном определительном сложноподчиненного предложения.

18) Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения:

Хочется обратить внимание работодателей - физических лиц, что статьей 303 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заключение трудового договора является обязанностью работодателя.

Моя подруга очень любит свое синее платье, в котором она была на празднике, во время которого был фейерверк.