Выразительность как коммуникативное качество речи.
Выразительность — это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей). И действительно, какой бы содержательностью ни отличалась та или иная речь, она ничего не стоит, если невнятна, плохо слышна и изобилует такими недостатками, которые способны целиком переключить внимание слушающих с ее содержания на форму подачи.
Выразительность — это прежде всего образность речи, ее яркость, самобытность. Образная речь своими свойствами воздействует на сознание, формирует конкретно-чувственные представления о действительности.
Образность создается прежде всего различными языковыми средствами выразительности, которые представлены ниже:
Фонетические средства(звукопись): Аллитерация – повтор согласных. Ассонанс – повтор гласных. Звукоподражание – Птицы прх… прх… вспорхнули
Лексические и синтаксические средства:
Антитеза – противопоставление.
Аллегория - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством конкретного образа. Как троп аллегория используется в баснях (заяц- трусость), притчах; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами).
Символ – многозначный образ. Названия произведений зачастую символичны: «Мертвые души», «Ревизор» Гоголя.
Эпитет- художественное (образное, поэтическое) определение.
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку; скрытое сравнение. («Вся в пыли торчит щетина / Придорожного хвоща». (Саша Черный)
Олицетворение (персонификация) –разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных: «Ветер спит, и все немеет…» (А. Фет)
Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по смежности, сжатое описание. Метонимия в отличие от метафоры основывается на реальной связи, на реальном отношении между предметами. Эти отношения, делающие два предмета мысли логически смежными друг другу, могут быть разных категорий. 1) наименование места в смысле его населения — «Украина глухо волновалась», 2) именование периода времени в смысле явлений, которые происходили в его течение — «голодный год», «бронзовый век»438 3) Уподобление действия с его орудием: «предать огню и мечу», «бойкое перо».
Синекдоха(разновидность метонимии)- как бы отправляется от части (или признака) предмета, которая бросается в глаза, заслоняет собой целое: «Носорог», название диковинного зверя, «заплатанной», у Гоголя про Плюшкина, — характерные синекдохи, где часть выдвинута на первый план, а целое лишь соподразумевается. Также замена множественного числа единственным («И слышно было до рассвета, как ликовал француз»), отвлеченное через конкретное и наоборот.
Сравнение –вид тропа, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, словно, точно и т.п. Могут быть сравнения в форме творительного падежа: Раненым медведем мороз дерет
Особый вид сравнения - т.н. отрицательные сравнения: То не конь.. Не людская молвь… (А.С. Пушкин)
Литота — стилистическая фигура преуменьшения предмета («Мальчик-с-пальчик» или «Девочка-дюймовочка»)
Гипербола –фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чем говорится: «Редкая птица долетит до Днепра» (Н.В. Гоголь). .
Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса. Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин) Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.
Выразительность речи усиливают риторические восклицания: Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь)
Анафора – единоначатие, повтор начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..." (А. С. Пушкин).
Эпифора- повтор конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры - рифма.
Градация– («лестница»), фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
Инверсия- нарушение прямого порядка слов.
Оксюморон – сочетание контрастных по значению, логически несовместимых понятий: Живой труп, Оптимистическая трагедия.
Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложение, сходной расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста: Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой.
Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь")
Эллипсис –опущение части высказывания. Мы врага бы на рога бы, только шкура дорога…
Надо заметить, что образность может создаваться и без тропов (например, выразительным было и остается пушкинское «Я вас любил...» ...Просто и гениально!)
Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Образность присуща в первую очередь письменной речи, в которой автор имеет возможность максимально усовершенствовать свой текст, чтобы наиболее полно передать свои чувства, мысли, намерения. Именно удачно выбранное, яркое слово делает и речь яркой, незабываемой.
Вторым, не менее важным средством речевой выразительности является интонация (разнообразные оттенки голоса чтеца, которые отражают смысловую и эмоциональную стороны речи).
Интонация складывается из логического ударения, пауз, темпа, силы и высоты голоса, тона. Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе. Паузы бывают трех типов: логические, психологические и ритмические. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания. Психологические паузы делаются перед словами, для автора эмоционально важными (какие он особенно хочет выделить), и не зависят от знаков препинания. Ритмические паузы встречаются только в стихах (ставятся после каждой стихотворной строки). Темп — это скорость речи, ее замедление или убыстрение, он зависит от характера речи и задач говорящего. Сила голоса — это степень громкости звучания речевого аппарата (тихо — громко). Сила голоса логически и психологически мотивирована содержанием. Высота голоса — это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение. Высота голоса определяется логическим построением речи. Сила и высота голоса, темп речи определяют общую мелодику ее звучания. Тон — выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения (чувств) к объекту или предмету речи (разговора). Тон передает подтекст (скрытый смысл), который мы вкладываем в ту или иную фразу, выражая тем самым свое истинное отношение к слушателям и к тому, о чем говорим.
Все эти элементы интонации находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, определяются содержанием речи и обусловливаются выбором говорящего, т. е. целиком зависят от его речевых намерений.
Интонационная, речевая выразительность является прерогативой устной речи. По словам Бернарда Шоу, «есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьдесят способов сказать "нет" и только один способ это написать». Но это вовсе не означает, что устная речь должна быть необразной. Напротив, соединение интонационной экспрессии с языковой рождало образцы истинного ораторского искусства, творения, оставившие ярчайший след в истории отечественного и зарубежного красноречия.
Выразительность устной (звучащей) речи связана с тембром голоса, дикцией, интонацией, правильным паузированием. Если мы хотим интонационно адекватно передать свой замысел, так, чтобы нас правильно поняли, необходимо владеть техникой речи.