Воспитание – «тихое исцеление»
Михаэла Глёклер
В древние времена в душах посвященных жила мысль,
что каждый человек от природы болен.
И воспитание уподоблялось процессу исцеления,
который приносил ребенку вместе со зрелостью
еще и здоровье для полноценного человеческого бытия
Рудольф Штайнер
Основы
После исследований, которые провели Роберт Пломин и Джуди Дунн[1], стало ясно, что существуют три основных фактора, которыми определяется физическое созревание и развитие человека:
1. генетическая предрасположенность
2. воспитание и окружающая среда
3. качество человеческих отношений, переживаемое ребенком на протяжении его развития.
Воспитание и медицина должны постоянно учитывать эти три фактора.
С тех пор, как было признано, что даже сами гены функционируют как открытая система, а не работают стабильным и неизменным образом, как считали до 70–х годов 20–го века, последовало открытие – насколько сильно можно положительным и отрицательным образом влиять на качество наследственности в аспекте ее передачи следующему поколению. Были открыты и исследованы многие так называемые тератогенные, т.е. вредящие наследственности субстанции и медикаменты, такие как например Contergan. Было доказано, в какой степени потребление алкоголя матерью или курение отца, а также – психические факторы, такие, как негативные эмоции и стресс, способствуют дегенеративным процессам генома. Напротив, здоровое окружение и питание, а также исполненное любви отношение к ребенку – воздействуют на него стабилизирующим и позитивным образом. Благодаря подобным фактам, выявленным в рамках исследований отношений и воспитания, стало также очевидным, что решающее значение, определяющее позитивность или негативность воздействия на развитие ребенка, имеет качество человеческих взаимоотношений – независимо от того, идет ли речь о родителях, соседях, знакомых или же о воспитателях, педагогах и врачах. Главную роль играет то, чувствует ли себя ребенок принятым, понятым как личность, чувствует ли он поддержку[2].
Каковы следствия этих исследований для педагогики?
То, что человек должен осознавать эти факты! Что, наблюдая то, что происходит с грудными детьми, младенцами, детьми и подростками, следует задавать себе вопрос: как данный процесс влияет на физическое развитие? Способствует ли он росту и созреванию тех процессов, которые наиболее важны в данном возрасте, или же он тормозит их? Для того чтобы дать ответ, который соответствует возрасту ребенка, необходимо рассмотреть основные фазы развития физического тела.
Рисунок 1: Процессы построения и разрушения в человеческом организме и соответствующие им ступени созревания мыслительной жизни.[3]
Представленный здесь рисунок отражает важнейшие анатомически–физиологические фазы созревания человеческого тела в их параллели с развитием мышления. С другой стороны, он показывает фазы инволюции и старения в последней трети жизни. В период после рождения на первом плане находится развитие нервной системы. Далее происходит развитие ритмических функций и наконец – полное созревание скелета и органов обмена веществ:
1. созревание функций органов чувств и более 90% возможностей центральной нервной системы происходит за первые 9 лет жизни,
2. развитие и стабилизация биологических ритмов, включая созревание согласования частот ритмов дыхания и сердца к 15, 16 годам,
3. созревание системы скелета до ее взрослой формы и наряду с этим стабилизация процессов обмена веществ и гормонального статуса к 20–23 годам.
Интересно, что во второй половине жизни эти три системы органов проходят обратное развитие в зеркальной последовательности:
1. Между 40 и 50 годами наступает менопауза. Хронический износ скелетной системы и функций в области обмена веществ согласно статистике наиболее часто возникает именно в этом возрасте.
2. Между 50 и 60 подобные процессы приводят к повышению артериального давления, нарушению ритмов сердца, хронизации легочных заболеваний.
3. Между 60 и 70 годами начинаются дегенеративные процессы в органах чувств и центральной нервной системе.
Таким образом, человеческое развитие происходит не линеарно, а зеркально относительно биологической середины жизни. Отсюда животрепещущее значение приобретает вопрос: не оказывает ли характер протекания процессов развития в детском и подростковом возрасте решающего влияния на тяжесть проявления хронических заболеваний и явлений дегенерации в пожилом возрасте? Этот вопрос одновременно является вопросом о первичной профилактике, прежде всего – заболеваний второй половины жизни и проясняет, насколько педагогический вопрос является медицинским вопросом (Штайнер).