Лекция , 16.10.2012

Афазии

Лекция , 09.10.2012 две пары

Афазия – это нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при поражении коры полушарий и ближайшей подкорки у взрослых людей. Это очень важная специфика, т.к. есть куча других нарушений. Мы исключаем правое полушарие и подкорку. Говорим только о левом полушарии – нашем когнитивном мозге. Луриевский шаг: он разбирает уже высокоуровневые звенья, то, что составляет речь в собственном смысле слова (а не просто вход и выход).

Идея фактора

Это про то, что существуют мозговые факторы – принципы функционирования определенных зон мозга. Это тонкая мысль, которая хорошо связывает структуру мозга и ту функцию, которую она выполняет.

В прошлый раз говорили про сенсорную афазию или афазию Вернике.

Нарушается речевой слух. Локализацию вспомнить надо. Не просто слуха, а именно расшифровки звука как каких-то фонем.

*ползание мозговых структур у ребенка – совершенно обычное явление*

Современная нейрогенетика очень активно работает над проблемами объяснения локализации и над объяснением отдельных функций.

Два уровня речевого слуха

Уровень имитации – просто повторить. Возможный механизм – зеркальные нейроны. Отвечает за то, чтобы мгновенно повторить то, что мы слышим или видим. Уровень квалификации – когда необходимо отнести слышимую фонему к какой-то категории.

При генерации и восприятия речи работают звуковые коды. Они хранятся в задних отделах коры. Вообще, задние части коры – это скорее хранение и восприятие, а передние – исполнение. В случае сенсорной афазии эти коды нарушаются, поэтому внешняя экспрессивная речь тоже страдает (путает близкие фонемы).

Следующее звено, которое выделяет Лурия в речевой системе – примерно средняя височная извилина. Связывается с акустико-мнестической афазией.

Это связано со слухо-речевой памятью. Если мы воспринимаем речь (а это процесс сукцессивный), возникает необходимость запоминать тот речевой элемент, который был до текущего. Функция более размыта, поэтому локализация гуляет в широких пределах. У больных с нарушениями этой зоны нет понимания длинных тирад. Они могут воспринять одно слово или короткую фразу, а в длинном предложении они теряют смысл. При нарушении этой зоны происходит уменьшение объема. В норме тоже есть градации: разные люди по-разному воспринимают и генерируют речь из сложных предложений.

Есть альтернативный взгляд (Цветкова) на эту афазию: в этом звене присутствует еще один аспект – сужение объема слухоречевого восприятия. Если Вернике – это просто фонематический анализ, то дальше идет восприятие результатов этого анализа. И когда этот процесс нарушен, то дело до памяти и вовсе не доходит. Тогда он не запоминает не потому, что не помнит, а потому, что просто не воспринял.

Важно: здесь был уже уровень синтаксиса. До этого – фонематический, слогов и слов.

Зрительное звено, оптико-мнестическая афазия, она же амнестическая. На западе ее называют номинативной.

Распадаются зрительные образы слов, и нарушается связь между словом и его референтом. Человек не может подобрать название к предмету. Похоже на дислексию, когда ребенок не может соотнести буквы с фонемами и поэтому не может читать.

Следующее звено тоже сенсорное. Локализовано в нижних отделах соматосенсорных областей и областей, лежащих за ним (нижние теменные отделы левополушарной коры). Афферентная моторная афазия.

Эта зона воспринимает через проприорецепторы все движения речевого аппарата. Она, кстати, еще возле головы сенсорного человечка Пенфилда. Чем дальше мы отходим от центральной борозды, тем более сложные (комплексные) вещи воспринимают встречающиеся нам нейроны. Человек говорит, но речь его непонятна потому, что он смешивает близкие артикулемы. Причем он сам понимает, что он не так произносит, но скорректировать себя не может: ему не на что опереться в механике произношения.

Семантическая афазия

Эта область коры эволюционировала так, чтобы правильно отображать пространство – и это функция обоих полушарий. В речи очень много квазипространственных оборотов. Человек понимает все, но что на чем и за чем стоит - нет. И это самый простой пример. Есть же еще более абстрактные вещи, и тут уже дискуссионный вопрос - есть ли к ним какие-то релевантные объекты. Скорее всего есть, но малоосознаваемы. Лурия нашел не только просто предлоги, но и сравнительные отношения в духе «а лучше б, б лучше в, кто лучше всех?», конструкции родительного падежа? дочкина мама. Чтобы это представить, надо во внутреннем плане нарисовать картинку. А люди с семантической афазией так не могут. В общем, они не понимают только узкое подмножество фраз. Первичные нарушения счета тоже лежат за этим пространством.

Эфферентная моторная афазия, она же афазия Брока, она же моторная афазия. Нижние отделы лобной коры левого полушария.

Эта область лежит сразу рядом с проекцией моторной головы человечка. Это нарушение кинетической мелодии. Еще тут уместен термин сериальная организация речи – она нарушена. Если зона полностью разрушена, человек хочет говорить, но не может. Чаще бывает вариант м-бола: когда человек вместо всего, что хочет произнести, выговаривает только одно слово/слог/предложение. Тогда человек начинает активно использовать экстралингвистический канал.

Жестовая афазия – это такая ситуация, когда возникает афазия у людей, которые разговаривают жестами.


 

Вспоминаем афазии. Есть 5 сенсорных и 2 моторных звена. Книжка Ахутиной «Порождение речи». Синтемитические и парадигматические (?) механизмы порождения речи. Наши действия и наша речь принципиально сукцессивно организована. Это как деятельность передних отделов и левого полушария. Задние отделы и правое полушарие – более симультанны. Кисельников, судя по чему-то, говорит, что такая специализация появилась (на уровне полушарий) еще до появления человека.

С чего начинается реальное порождение речи? Если это диалог, то слово может быть ответом, реакцией. Если человек просто хочет что-то сказать, то его речевая мотивация идет из префронтальной коры, здесь – начало речи. Там же динамическая афазия. Мотивационно-мыслительный компонент должен перекодироваться в речь. Чтобы это произошло, передняя интенциональная система по дугообразному пучку должна обратиться к задним отделам. И там уже подбираются звуки-слова-предложения. Внутренний код речи – звукосемантический. Внутренняя речь перерабатывается в звуко-семантическую звучащую структуру. Остальные модальности вторичны. Дальше прослушала минуты три.

Глубинная подложка речи, вроде бы, все-таки больше в правом полушарии. Это такая первая сигнальная система. А левое – вторая. Мы вроде стали второсигнальными существами, но первосигнальную подложку никто не отменял. Пример: представление Байкала в состоянии гипноза. Снова рекомендуют книжку «Мозг и душа».

Хомский. Самые глубинные структуры все-таки больше правополушарные. Один из возможных механизмов перекодирования мотивационных штук в высказывания – межполушарный переход.

Мы себя глубоко вербально контролируем. Вспоминаем Выготского и интериоризацию. Поэтому когда человек не может составить правильную речевую программу, он не может контролировать свое поведение. Нейропсихологи в таких случаях подходят со стороны альтернативы: предлагают вместо вербальной регулирующей схемы дают образную регулирующую схему. И работает. Функция вербальной регуляции поведения, которая живет в левой лобной коре, эволюционно надстраивается над образной регуляцией.

Если человек левша, причем такой, что у него центры речи в правом полушарии, все запутывается ужасно.

Викариат – понятие, которое придумал Лурия. Когда в одном полушарии что-то нарушается, структура ровно симметричная ей в другом полушарии может взять на себя ее функции. Если все в порядке, то «ненужная зона» молчит или занимается какими-то другими делами.

У ребенка речь первоначально возникает в первосигнальном смысле. Сначала это просто эмоциональный код. Это онто- и филогенетический исток речи. Это правополушарная доминантная функция. В дальнейшем оно и будет отвечать за передачу и считывание эмоциональных коммуникаций. А потом происходит удивительное: начинает включаться левое полушарие. Причем это жесткий генетический сценарий, а никакое не обучение. Все мы знаем, в каком примерно возрасте ребенок должен начать говорить слоги, слова и т.д. В раннем детском развитии мышление и речь слиты.

Гипотеза о том, что речь нам эволюционно понадобилась для детекции опасных для общества индивидов. И еще – вместе с макиавелиевским интеллектом. Обезьяна же не может предупредить других об окружающих обманщиках. Левое полушарие направлено на внешний мир. То вербальное сознание, которое нам понятно, рождается через взаимодействие с другими существами.

Вспоминаем снова жестовую афазию. У правшей все аналогично рассмотренным афазиям. Там все не очень подробно локализовали, но доказали, что все в левом полушарии. Что доказывает левополушарность символической функции, которая развивается у ребенка. Независимо от ее модальности, независимо от канала, который будет материалом для этой функции, соответствующие гены все равно активируются в левом полушарии.

Сознательный Социальный Символический контроль своей деятельности. Это все неразрывно. В эволюции макиавелиевский интеллект развивался бодрее других. Скорее всего, все наше абстрактное познание – побочный эффект нашей гиперсоциальности.