А. Компоненты воспитательной системы.
- подсистемы целей и идей;
- общность людей, реализующих цели и идеи;
- подсистемы деятельности и общения;
- социальная и природная среда, освоенная школьным коллективом.
Б. Требования к цели воспитательной системы:
- ориентация цели на развитие личности ребенка;
- привлекательность цели для субъектов педагогического процесса, соответствия ее социальному заказу, особенностям учебного заведения и ближайшего социального окружения;
- наличие четкой и ясной формулировки;
- возможность деления главной цели на составляющие;
- диагностичность цели;
- обеспеченность цели необходимыми ресурсами для ее реализации.
В Совокупность идей. Могут рассматриваться как принципы построения учебно-воспитательного процесса ( Например, принципы опоры на национальные традиции) или как своеобразные заповеди школьной жизни ( например: Чистота в школе - залог ее здоровья; Учиться никогда не поздно и т.п.).
Г. Совокупность субъектов воспитательного процесса – единый воспитательный коллектив, включающий педагогический и ученический.
Д. Условия выбора системообразующего вида деятельности:
- он должен быть престижным в глазах большинства школьников;
- должен реально соответствовать главной цели и задачам системы;
- необходимо определить место данного вида деятельности ( например, трудовая деятельность требует материально-технической базы и т.п.).
Е. Условия освоения внутренней и внешней среды:
- деятельностное освоение среды;
- педагогизация среды;
- персонализация среды;
- формирование адекватного отношения к явлениям среды.
Ответьте на вопросы:
· Что включает понятие “воспитательная система”?
Воспитательная система это комплекс взаимосвязанных блоков, которые включают в себя:
Цели и идеи;
Деятельность и общение;
Среда системы;
Общность людей реализующих цели и идеи.
Задание №3.
· Используя учебное пособие Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с., выпишите основные факторы создания воспитательных систем:
· ………………………………………………………………………………………………….
· …………………………………………………………………………………………………..
· …………………………………………………………………………………………………..
· ……………………………………………………………………………………………………
Задание №4.
· Используя основную и дополнительную литературу практического занятия, докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом.
· Письменно ответьте на вопросы:
- Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего?
- В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания?
- Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным? Ответ аргументируйте.
- Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.
Задание №5.
Используя литературу практического занятия (Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.М. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008), опишите суть движущих сил развития воспитательной системы. Результаты представьте в виде схемы.
Задание №6.
· Раскройте содержание основных этапов развития воспитательной системы.
· Соотнесите этапы развития воспитательной системы школы с их характеристиками [См. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.М. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008].