Силовые передачи
ЛЕКЦИЯ № 10
Газотурбинный привод
Дизель-электрический привод
Состоит из дизель-генераторов постоянного тока и электродвигателей постоянного тока. Этот вид привода обеспечивает широкий диапазон регулирования, мягкость характеристик и улучшает монтажеспособность буровых установок.
Газотурбинные двигатели преобразуют тепловую энергию в механическую не циклически, а непрерывно. На рис. 8.1 показана схема двухвального газотурбинного двигателя.
На рис. 8.2 приведены характеристики двигателя. Как видно из рисунка двухвальный газотурбинный двигатель обладает сравнительно высоким запасом крутящего момента. Максимальный момент в 1,5÷2 раза превышает момент при номинальном режиме. По сравнению с дизелем упрощаются пусковые устройства в приводе буровой лебедки, насосов и ротора.
к – компрессор; кс – камера сгорания; тк – турбина компрессора; тс – свободная турбина; р – редуктор; в – выходной вал
Рисунок 8.1 – Схема двухвального газотурбинного двигателя
Рисунок 8.2 – Характеристика двухвального газотурбинного двигателя
Техническая характеристика стационарного газотурбинного двигателя АИ-23СГ
Частота вращения ротора, об/мин:
- турбокомпрессора .................9000—14 600
- свободной турбины .„........... 8000—11000
Тип редуктора …..................... Планетарный, двухступенчатый
Передаточное отношение.........................0,087
Топливо для двигателя............ Природный или попутный нефтяной газ
Компрессор................................Осевой 10-ступенчатый
Масса, кг…………………………….1290
Габариты, мм………………………. 3650х760х975
Удельная масса газотурбинного двигателя составляет примерно 1,22 кг/кВт и почти в 7 раз меньше, чем дизеля. Отсутствие водяного охлаждения облегчает запуск и эксплуатацию двигателя в зимних условиях. Моторесурс при эксплуатации в бурении достигает 9500 ч, а расход масел почти в 10 раз меньше, чем у дизелей.
Основные недостатки – повышенный расход топлива и высокий уровень шума, удельный расход топлива в 2 раза больше, чем у дизелей.
Это устройства для передачи мощности от двигателей лебедке, насосам, роторуи другим потребителям энергии буровой установки.
Их функции:
1) регулирование момента (М) и частоты вращения (n) лебедки и ротора;
2) регулирование числа ходов поршней насоса;
3) суммирование мощности двигателей при групповом и многомоторном приводе;
4) распределение мощности между лебедкой, насосами и ротором при групповым приводом;
5) плавное включение и защита двигателей от перегрузок;
6) реверсирование лебедки и ротора, приводимых от ДВС.
В приводе используются механические, гидравлические, электрические и пневматические передачи. Гидравлические и электрические используются в сочетании с механическими, образуя гидромеханические и электромеханические передачи.