Устройство для крепления неподвижной ветви талевого каната
Крюки, крюкоблоки и автоматические элеваторы
ЛЕКЦИЯ № 3
Предназначены для:
1) подвешивания вертлюга и бурильной колонны при бурении скважины;
2) подвешивания с помощью штропов и элеватора колонн бурильных и обсадных труб при СПО;
3) подвешивания и перемещения тяжёлого оборудования при монтажно-демонтажных работах и инструмента при бурении скважины.
Крюки используются при ручной расстановке свечей. При использовании АСПи двухсекционного талевого блока крюки заменяются автоматическими элеваторами. При бурении вертлюг присоединяется к автоматическому элеватору при помощи дополнительной подвески.
Крюки бывают 3-х видов:
1) с шарнирным соединением с талевым блоком;
2) с универсальным соединением (шарнирно и жёстко);
3) с жёстким соединением – крюкоблоки.
Крюкоблокиимеют меньшую длину, массу и используются при ручной расстановке свечей.
Используются только трёхрогие крюки. Крюк состоит из литого корпуса и собственно крюка. Основной рог используется для подвешивания вертлюга при бурении скважины, а два боковых – для штропов элеватора при проведении СПО.
Крюки подразделяются на кованные, пластинчатые (из склёпанных между собой стальных пластин) и литые из стали. Литые проще в изготовлении и легче.
В корпусе крюка размещаются: оси штропов, упорный подшипник, ствол, пружина, гидроамортизатор, защёлкаит.д. (рис. 5).
Подшипник служит для лёгкости поворота при захвате свечей или их свинчивании при СПО. Пружина – для подскока ниппеля из муфты замка при отвинчивании. Гидроамортизатор– для смягчения подскока. Защёлка – для предотвращения проворачивания при СПО.
Параметры крюков и крюкоблоков приведены в таблице 5.
В талевых механизмах буровых установок, оснащённых комплексом АСПвместо крюка используется автоматический элеватор. Соединение вертлюга с автоматическим элеватором осуществляется посредством устройства,(рис. 6) состоящего из петлевых штропов 2, переходной скобы 3 и траверсы 5, которая надевается на штроп 7 вертлюга и соединяется
1 – зев крюка; 2 – защёлка; 3 – стопорное устройство; 4 – стопор; 5 – гайка; 6 – пружина; 7 – подшипник; 8 – оси; 9 – корпус; 10 – стакан; 11 – ствол; 12 – центральный крюк; 13 – боковые рога; 14 – стопорная планка.
Рисунок 5 – Трёхрогий буровой крюк
с переходной скобой осью 4. Положение траверсы фиксируется рамками 6, закреплёнными на штропе хомутами 8. Вертлюг подвешивается к талевому механизму с помощью штропов 2, соединяющих переходную скобу с
Предназначено для крепления и перепуска каната при его изнашивании и замене. Состоит из станины, конического барабана, на который наматывается 4 витка каната, рычага, который имеет две оси для крепления рычага к станине и крепления на рычаге барабана (рис.7). Между рычагом и станиной устанавливается датчик веса на крюке.
1 – станина; 2 – датчик веса; 3 – зажимы; 4 – рычаг; 5 – талевый канат; 6 – барабан; 7 – ось; 8 – подшипник; 9 – ось; 10 – подшипник; 11 – стопорный палец; 12 – планки.
Рисунок 7 – Устройство для крепления неподвижной ветви каната
После смены или перепусков каната барабан 6 жёстко соединяется с рычагом 4 при помощи стопора 11, а свободный конец каната крепится в зажимах 3. В результате образуется рычаг относительно оси 7. На плече «а» действует сила Sн от натяжения каната, а на плече «в» –сила сопротивления Рд, воспринимаемая датчиком веса 2, установленного между станиной и рычагом:
.
Такая конструкция механизма позволяет ускорить смену и перепуск каната.
Технические характеристикимеханизмовприведены в таблице 6.
Таблица 6 – Технические характеристики механизмов для крепления неподвижной ветви каната в зависимости от нагрузки на крюке