Баланс и инвентаризация
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВВЕДЕНИЕ
УРОК 3
Как вы знаете из предыдущего урока, все финансовые операции регистрируются в журналах. Эти записи можно сравнить с фильмом: все события образуют хронологическую последовательность финансовых операций. Иногда, однако, нужно получить "статическую фотографию" финансового состояния предприятия в определенный момент. Такой "фотографией" финансовой ситуации предприятия и является БАЛАНС, а выражение свести баланс фактически означает проанализировать ситуацию.
Каждое предприятие регулярно составляет баланс для оценки своей финансовой ситуации. На всех предприятиях это делается, как минимум, ежеквартально, на некоторых — ежемесячно.
По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли предприятие оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или его ожидают финансовые затруднения. Данные баланса широко используются налоговой инспекцией и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.
"Баланс" — слово латинского происхождения, обозначающее весы с двумя чашами.
На одну чашу мы укладываем предметы, которые надо взвесить, на другую чашу — столько разновесов, чтобы их было достаточно для достижения равновесия. В этот момент известно, что вес интересующего нас груза равен сумме весов разновесов, установленных на противоположной чаше.
В бухгалтерии речь идет о том же самом. Из баланса мы хотим узнать, как уравновешенно то, чем мы владеем, с нашими долгами.
Если сумма того, чем мы владеем, превышает наши долги, то мы говорим, что предприятие располагает собственными средствами.
Баланс является сопоставлением того, чем владеет предприятие, и того, что оно должно. Из этого можно сделать вывод о том, насколько велики собственные средства предприятия в определенный момент.
Прежде чем перейти к составлению баланса, надо записать все составляющие собственности и все долги. Эти действия называем инвентаризацией.
Инвентаризация заключается в проверке фактического наличия материальных ценностей, сверке его с данными учета с целью контроля за сохранностью, выявления порчи, хищений, а также выявления ошибок в учете.
Инвентаризация — довольно сложная процедура. Все, чем мы владеем, надо подсчитать (взвесить) и записать в виде списка. Владелец небольшого магазина иногда уделяет этому целый день. Магазин в этот день закрыт, а на двери висит табличка:
ЗАКРЫТО НА ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ (ПЕРЕУЧЕТ)
Для каждого вида собственности создают отдельные списки.
Представим себе, что предприниматель Попов - владелец велосипедного магазина. На 1 января он должен составить список того, чем он владеет, и список того, что он должен (перечень инвентаризации).