Вопрос №48. Система антиинфляционных мер. антиинфляционная стратегия и тактика.
Вопрос №47. Причины и источники .инфляция спроса и предложения.
Вопрос №46. Социально-экономические последствия инфляции.
1)Перераспределение доходов и богатства, в т.ч. сокращение реальной ценности личных сбережений, потери кредиторов, работников и предпринимателей, если процентная ставка, з/п и цены на товары, установленных в контрактах без учета информации.
2)Потерей гос-ых предприятий по причине отставания цен от рыночных.
3)Скрытая гос-ая конфискация денежных доходов населения через прогрессивные налоги.
4)Утрата доверия к деньгам и ускоренная материализация денежных средств населением и предпринимателями.
5)Нестабильность экономической информации.
6)Потери работников бюджетной сферы в связи с отставанием индексации их з/п от рыночного роста цен.
7)Социальное расслоение населения и углубление имущественного неравенства.
8)Снижение реальной процентной ставки
IR=In-P.
Повышение цен и проявление излишнего количества денег - это лишь внешнее проявление инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия.
В мировой экономической литературе выделяют три главные причины, пораждающие инфляцию:
1)Монополия государства на эмиссию денег, военные расходы и внешнюю торговлю.
2)Монополия профсоюзов на определение уровня з/п.
3)Монополия частных предприятий и объединений на установление завышенных цен.
Сущностью инфляции является дисбаланс спроса и предложения, которые приводят к формированию таких видов инфляции, как инфляция спроса и инфляция предложения.
Инфляция спроса связана с нарушением равновесия со стороны совокупного спроса. Она сопровождается избытком денег по отношению к кол-ву товаров и ростом цен, при этом отмечается высокая занятность и экономическая активность, вызванные растущими ценами.
Инфляция предложения вызывается нарушением равновесия со стороны совместных предприятий. Она связана с ростом издержек про-ва в условиях использования про-ых ресурсов, т.е. при неполной занятности. Ставляция- состояние экономики, при которой наблюдается одновременно рост цен и спад про-ва.
Цель антиинфляционной политики: сделать инфляцию умеренной и управляемой. Антиинфляционные меры делятся на краткосрочные/тактические и долгосрочные/стратегические.
К тактическим относятся меры, работающие на понижение темпов инфляции, повышение товраности рынка и сокращение издержек про-ва(повышение производительности труда, приватизация гос-ых предприятий, акционирование предприятий, расширение потребительского импорта, реализация стратегических гос-ых запасов, рапродажа избыточно-материальных ресурсов предприятия, повышение процентных ставок по вкладам, замораживание вкладов до востребования, денежная реформа конфискационного типа).
К стратегическим относятся меры, направленные на борьбу с источниками, порождающими инфляцию:
1)Антиинфляционные мероприятия правительства.
2)Преодоление адаптивных инфляционных ожиданий населения.
3)Жесткая финансовая политика и лимитированиеденежной массы.
4)Сокращение бюджетного дефицита.
5)Сведение к min внешних инфляционных импульсов.