Вопрос №11. Ценовая эластичность предложения. Графики 3 рыночных периодов: мгновенного, краткосрочного и долгосрочного
Вопрос №10. Анализ предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
Вопрос №9. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса при том или ином изменении цены. Эластичность спроса хар-ет степень реакции потребителей на колебания рыночной цены товара. Если небольшое изменение в цене приводит к значительному изменению в объеме покупаемой продукции, возникает эластичный спрос.
Эластичный спрос – на предметы роскоши, на товары-заменители (чем больше товаров-субститутов, тем изменчивей спрос).
Если существенные изменения в цене ведут лишь к небольшому изменению в количестве покупок, формируется неэластичный спрос.
Неэластичный спрос - на товары первой необходимости.
Ed= % изменение объема спроса: % изменение цены.
Ed- коэффициент эластичности спроса
Ed=(прирост спроса : первонач спрос)* (прирост цены : первонач цена)
Ed больше 1- эластичный
меньше 1- неэластичный
=1 - единичная эластичность. Если % изменение цены и % изменение объема спроса = по величине, то возникает единичная эластичность.
Ed=1- говядина и пиво
Ed больше 1 - мебель, электроэнергия, авто, еда в ресторанах
Ed меньше 1 - хлеб, картофель, сахар, мед, услуги, газеты, журналы.
Совершенно неэластичный спрос возникает, в крайнем случае, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению в количестве спрашиваемой продукции (на продукцию, которая не имеет аналогов: услуги врачей, соль, инсулин).
Если самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей, формируется совершенно эластичный спрос.
Факторы ценовой эластичности спроса:
1. Заменяемость товаров (чем больше хороших товаров-заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос на него)
2. Удельный вес в доходе потребителя (чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него)- роскошь и мыло.
3. Время- спрос на продукт обычно тем эластичней, чем длиннее период времени для принятия решения.
Предложение – это количество товаров, которое производители готовы производить для продажи на рынке при данном уровне цен. Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше поставка товара на рынок. Значит растущая цена явл стимулом для роста его производства.
Факторы влияющие на предложение:
1.Цены на ресурсы
2.Число производителей данной продукции
3.Технологии производства
4.Налоги и субсидии
5.Ожидание изменения цен
Реакция производителей на изменение цены хар-ся эластичностью предложения.
Если производители чувствительны к изменению цен, то предложение эластично, и наоборот.
Ed > 1- эластичное
Ed <1- неэластичное
Ed =1 - единичная эластичность.
Если % изменение цены и % изменение предложения = по величине, то возникает единичная эластичность.
Важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения – КОЛ-ВО ВРЕМЕНИ, которое имеется в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на данные изменения цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к изменению цены, тем больше изменится объем пр-ва, а значит, будет больше эластичность предложения. В связи с этим различают 3 рыночных периода:
1. Мгновенный - настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменения спроса и цены. Следовательно, предложение совершенно не эластично (помидоры и рынок, продаст все).
Изменяем спрос, а предложение ост.
2. Краткосрочный – производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, но предприятие имеет достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Такая реакция означает более высокую эластичность предложения по сравнению с мгновенным периодом.
3. Долговременный (период изменяющихся мощностей)
Достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут либо расширить, либо сократить свои производств мощности. Новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые ее покинуть.
Интервал колебания цен уменьшается, а реакция производителей увеличивается.