Вопрос №11. Ценовая эластичность предложения. Графики 3 рыночных периодов: мгновенного, краткосрочного и долгосрочного

Вопрос №10. Анализ предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Вопрос №9. Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса при том или ином изменении цены. Эластичность спроса хар-ет степень реакции потребителей на колебания рыночной цены товара. Если небольшое изменение в цене приводит к значительному изменению в объеме покупаемой продукции, возникает эластичный спрос.

Эластичный спрос – на предметы роскоши, на товары-заменители (чем больше товаров-субститутов, тем изменчивей спрос).

Если существенные изменения в цене ведут лишь к небольшому изменению в количестве покупок, формируется неэластичный спрос.

Неэластичный спрос - на товары первой необходимости.

Ed= % изменение объема спроса: % изменение цены.

Ed- коэффициент эластичности спроса

Ed=(прирост спроса : первонач спрос)* (прирост цены : первонач цена)

Ed больше 1- эластичный

меньше 1- неэластичный

=1 - единичная эластичность. Если % изменение цены и % изменение объема спроса = по величине, то возникает единичная эластичность.

Ed=1- говядина и пиво

Ed больше 1 - мебель, электроэнергия, авто, еда в ресторанах

Ed меньше 1 - хлеб, картофель, сахар, мед, услуги, газеты, журналы.

Совершенно неэластичный спрос возникает, в крайнем случае, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению в количестве спрашиваемой продукции (на продукцию, которая не имеет аналогов: услуги врачей, соль, инсулин).

Если самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей, формируется совершенно эластичный спрос.

Факторы ценовой эластичности спроса:

1. Заменяемость товаров (чем больше хороших товаров-заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос на него)

2. Удельный вес в доходе потребителя (чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него)- роскошь и мыло.

3. Время- спрос на продукт обычно тем эластичней, чем длиннее период времени для принятия решения.

Предложение – это количество товаров, которое производители готовы производить для продажи на рынке при данном уровне цен. Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше поставка товара на рынок. Значит растущая цена явл стимулом для роста его производства.

Факторы влияющие на предложение:

1.Цены на ресурсы

2.Число производителей данной продукции

3.Технологии производства

4.Налоги и субсидии

5.Ожидание изменения цен

 

Реакция производителей на изменение цены хар-ся эластичностью предложения.

Если производители чувствительны к изменению цен, то предложение эластично, и наоборот.

Ed > 1- эластичное

Ed <1- неэластичное

Ed =1 - единичная эластичность.

Если % изменение цены и % изменение предложения = по величине, то возникает единичная эластичность.

Важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения – КОЛ-ВО ВРЕМЕНИ, которое имеется в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на данные изменения цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к изменению цены, тем больше изменится объем пр-ва, а значит, будет больше эластичность предложения. В связи с этим различают 3 рыночных периода:

1. Мгновенный - настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменения спроса и цены. Следовательно, предложение совершенно не эластично (помидоры и рынок, продаст все).

Изменяем спрос, а предложение ост.

2. Краткосрочный – производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, но предприятие имеет достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Такая реакция означает более высокую эластичность предложения по сравнению с мгновенным периодом.

3. Долговременный (период изменяющихся мощностей)

Достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут либо расширить, либо сократить свои производств мощности. Новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые ее покинуть.

Интервал колебания цен уменьшается, а реакция производителей увеличивается.