Откуда берутся предпринимательские идеи

4.7.

Всякая целенаправленная деятельность, в том числе предпринимательская, является следствием ранее принятых решений, подразумевающих выбор цели и способов ее реализации. Но принятию решений, как мы заметили еще при структурировании делового взаимодействия, предшествует возникновение идеи (см. рис. 1). Если началом начал всей сознательной деятельности людей служат идеи, то мы вправе сделать вывод об основополагающем значении и ценности идей (при условии, конечно, их социальной значимости и полезности).

 

Зарубежный опыт показывает, что главные интеллектуальные усилия предпринимателей, бизнесменов, руководителей фирм и компаний направлены не только на производственно-техническую (внутреннюю) и паблик рилейшнз (внешнюю) сторону своей основной деятельности, но и на постоянные поиски новых идей, реализация которых открывает новые возможности удовлетворения человеческих потребностей и интересов, завоевывать и удерживать потребительский спрос.

 

Но откуда берутся идеи, которые становятся мощным стимулом человеческой деятельности? Нельзя ли каким-то образом стимулировать появление новых ценных деловых идей?

 

В истории известно немало примеров великих идей, явившихся плодом озарения, наития свыше и следствием других, не поддающихся научному анализу причин. Но даже если мы твердо убеждены в существовании таких путей появления идей то, к сожалению, не можем планировать их появления.

 

Но мы знаем, что новые идеи часто возникают при коллективном целенаправленном анализе проблемных ситуаций. Не зря, значит, такой анализ назвали конференцией идей. Некоторые фирмы, где синектика вошла в постоянную практику, накапливают идеи в своем секретном файле. Работников, проявивших способность предлагать оригинальные идеи («генераторов»), с эффектом оправдавшие себя на практике, всячески поощряют. Отдельные фирмы принимают на работу людей, вынашивающих нетрадиционные технические идеи (даже отвергаемые специалистами), создавая специальные (нередко засекреченные) отделы «одержимых идеями». Проходит какое-то время, и они удивляют мир каким-то техническим новшеством.

 

Полем произрастания новых идей является социальная информация. Постоянное активное слежение за потоками отечественной и зарубежной профильной и смежными с ней областями социальной информации всегда приносит новые идеи. Очень часто ознакомление с новыми техническими, технологическими нововведениями, изобретениями, ноу-хау, рожденными в одной области, может натолкнуть на идеею их успешного использования совершенно в другой области. Сведения о новых изобретениях и патентах содержат информационные издания Российского института патентных исследований.

 

В некоторых научных центрах США, кроме действующих информационных служб, создаются «отделы интеллектуалов», работникам которых разрешается открыто читать (в рабочее время) любую интересующую их литературу и периодику: считают, что заинтересовавшие интеллектуала в посторонней литературе, заимствованные оттуда идеи, могут оказаться интересными и полезными для использования в основной деятельности центра.

 

Новые предпринимательские идеи рождаются при анализе информации о состоянии рынка, конъюнктуре и динамике запросов и потребностей населения и отдельных его групп в товарах и услугах, движении ценных бумаг. Важные для развития начатого дела идеи дает итоговый анализ информации о ходе и результатах проведения отдельных мероприятий по деловому общению и общего хода делового взаимодействия.

 

Новые идеи приносят неформальные коммуникации, общение специалисто,в их участие в научно-теоретических и научно-практических семинарах, конференциях, симпозиумах, конгрессах, заседаниях круглого стола, посещение различных выставок, ярмарок, презентаций, особенно зарубежных. Не случайно представители научных и деловых кругов США, Англии, Франции, Японии принимают участие в зарубежных встречах специалистов, в среднем (90-е годы) в 5-8 раз больше, чем ученые и специалисты из России.

 

Выходит, новая идея - не такое уж сверхъестественное явление, как может показаться поначалу; существуют необъятные возможности для творческого поиска, генерирования и использования новых идей. Поэтому справедливо утверждать, что каждый, кто ищет новую идею для своей плодотворной деятельности, рано или поздно ее находит.