Равное избирательное право.
Это принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан.
Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. В западной литературе соответствующий принцип иногда определяется, как «один человек – один голос», однако в зависимости от избирательной системы голосов может быть и больше, чем один; важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии, Болгарии каждый избиратель имел по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии (Германия) – по три.
Указанному требованию противоречит так называемый плюральный вотум (буквально – множественное голосование); согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие. Например, в Великобритании на парламентских выборах дополнительные голоса предоставлялись до 1948 года по месту нахождения недвижимой собственности избирателя (если она располагалась не по месту его жительства), по месту нахождения университета, который когда-то окончил избиратель, и в иных подобных случаях. Сегодня в отдельных странах (например, в некоторых штатах Австралии, в Новой Зеландии) право голоса на муниципальных выборах предоставляются не только по месту жительства, но и по месту нахождения недвижимости, однако это вряд ли можно считать плюральным вотумом, если речь идет о выборах в разные органы.
Для соблюдения принципа равного избирательного права необходимо, далее, чтобы все голоса имели равный вес, то есть равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей). С учетом этой нормы образуются избирательные округа. Но уже по закону весомость этих голосов в одной и той же стране неодинаковы. Закон разрешает создавать несколько неравные избирательные округа, поскольку нельзя делить на равные округа административно-территориальные единицы, разрывая их границы. Отступления в ту или иную сторону могут, например, в России достигать 15%. Но если бы даже закон не разрешал таких отступлений, абсолютно равных одномандатных округов создать нельзя; невозможно кроить округа с учетом численности жителей или избирателей до единицы, всегда в каком-то округе их численность бывает немного больше или немного меньше, чем в другом или других. Этого нельзя избежать и при условии, что границы избирательных округов периодически пересматриваются, обычно раз в 8-12 лет. За это время происходит миграция населения и имели место факты, когда один одномандатный избирательный округ в Великобритании был вчетверо больше по населению, чем другой. При проведении парламентских выборов в 1992 году число избирателей в различных округах в Великобритании составляло от 22тыс. до 100тыс. человек.
С принципом равного избирательного права несовместимы куриальные выборы (например, по национальному, религиозному и т.п. признаку) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемые каждой из этих групп. Такая система до недавнего времени применялась в Южноафриканской Республике, где отдельно голосовали и избирали депутатов белые, индийцы и «цветные», чьи родители принадлежат к разным расам – белой и черной (в Америке их называют мулатами). В своеобразной форме она применялась в Югославии в период действия Конституции СФРЮ 1974 года при формировании палат, представляющих трудовые коллективы и индивидуальных трудящихся. В Китае особую курию представляют собой по существу военнослужащие Народно-осовободительной армии, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей. В Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей. Куриальная система нарушает не только принцип равного избирательного права но и вообще равноправие граждан.
В некоторых странах, преимущественно развивающихся, допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство из упомянутых 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу, в 1992 году имели 25 стран. Например, в Бангладеш из 330 мест в Парламенте 30 зарезервировано для представительства женщин; на эти места производится кооптация самим Парламентом. В Бутане из 150 мест 10 отданы монастырям, представители которых избираются центральной и местными корпорациями монастырей. В Индии два места в Народной палате (нижней палате Парламента) из 545 принадлежат англо-индийской общине (это лица происходящие от смешанных браков между англичанами и индийцами), представителей которых назначает Президент республики.
Кстати говоря, в Индии Верхняя палата имеет обязательные квоты: 1/12 Верхней палаты избирается от лиц с университетским образованием, и 1/12 – от учителей. Это делается умышленно для того, чтобы увеличить процент образованных людей в законодательном органе. В Индонезии в парламенте 100 мест принадлежит представителям вооруженных сил, которые назначаются президентом. Во французском Сенате есть 12 сенаторов, которые представляют французскую диаспору – французских граждан, живущих за границей, и они избираются особым путем: Советом французов, проживающих за границей.