Фискальная политика

Налоги по сущности - это обязательные денежные отношения по формированию доходов основного (бюджет) и внебюджетных фондов, а по форме - обязательный взнос в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемый налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами государства.

Налоги характеризуются следующими основными признаками:

· всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов;

· стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

· равнонапряженность т.е., взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;

· обязательность т.е., принудительность, неизбежность;

· социальная справедливость т.е., установление налоговых ставок и налоговых льгот.

Элементы налога:

1. субъект налога или налогоплательщик – лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налоги;

2. объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (з/пл., прибыль, недвижимость и т.д.);

3. источник налога – это независимо от объекта налогообложения – чистый доход общества;

4. ставка налога – величина налога на единицу обложения (скажем, с 1 сотки, 1000 руб. и т.д.):

а) предельная налоговая ставка – есть прирост выплачиваемых налогов, поделенной на прирост дохода;

б) средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода;

в) налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов физических или юридических в зависимости от профиля, производства и других характеристик.

По признаку соотношения между ставкой налога и дохода налоги делятся на:

· прогрессивный – при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

· регрессивный – при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

· пропорциональный – при котором средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся:

1) прямые налоги – взимаются непосредственно с владельцев имущества и получателей доходов, к ним относятся:

а) подоходный с населения;

б) на прибыль корпораций;

в) на прирост капитала;

г) с наследства и дарения;

д) поимущественный налог.

2) косвенные налоги – взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции, к ним относятся:

а) налог с оборота;

б) на добавленную стоимость (НДС);

в) на отдельные виды товаров (акцизы – на табак, драгоценности, нефтепродукты, алкоголь и т.д.);

г) таможенные пошлины.

Налоги в России разделены на три группы:

1) федеральные налоги – устанавливаются парламентом и взимаются на всей территории России;

2) республиканские налоги – зачисляется равными долями в бюджет республики, города или района где расположен налогоплательщик;

3) местные налоги – устанавливаются по решению местных налогов.

Важная роль в формировании эффективной налоговой политики принадлежит обоснованию принципов налогообложения. Фундаментальные принципы или "законы относительно всякого налога вообще" сформулированы А. Смитом в его гениальном "Исследовании о природе и причинах богатства народов". Он выделил четыре закона:

Первый закон. Подданные всякого государства обязаны принимать участие в поддержании правительства, каждый по мере собственных своих средств, то есть в размерах доходов, получаемых ими под покровительством государства... Соблюдение этого закона или пренебрежение к нему составляет то, что называют равномерным или неравномерным распределением налога.

Второй закон. Подать или часть налога, уплачиваемая каждым подданным, должна быть определена, а не произвольна. Время ее уплаты, способ взимания и количество взноса должны быть точно и строго определены как для лица, платящего налог, так и для всего общества. В противном случае каждый гражданин отдается более или менее на произвол сборщика, который может в таком случае или увеличить пошлину из-за неприязни к плательщику, или же под влиянием угрозы чрезвычайных поборов вынудить у него подарок или какую-нибудь услугу... Из опыта всех народов, ничто не причиняет такого огромного зла, как самая незначительная неопределенность в налоге.

Третий закон. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшие удобства для плательщика.

Четвертый закон. Налог должен взиматься таким образом, чтобы он извлекал из народа как можно менее денег сверх того, что поступает в государственное казначейство, и в то же самое время чтобы собранные деньги оставались возможно малое время в руках сборщиков. Налог может извлекать из народа большее количество денег, чем такое требуется нуждами казны, или оставлять эти деньги вне распоряжения казначейства, четырьмя различными способами:

1) Взимание налога может требовать большого числа чиновников, содержание которых поглотит большую часть налога, а личное лихоимство их предоставит новый прибавочный продукт на народ.

2) Налог может стеснить промышленность народа и отстранить ее от некоторых отраслей труда и торговли, которые доставили бы занятие и средства существования большому числу лиц. Поэтому, между тем как с одной стороны он принуждает народ к уплате, с другой он уменьшает, или, может быть, уничтожает некоторые источники, которые бы доставили народу средства внести налог.

3) Конфискации, пени и другие наказания, которым подвергаются несчастные, покушающиеся увернуться от налога, легко могут разорить их и уничтожить таким образом пользу, которую получило бы общество от употребления их капиталов. Чрезмерный налог служит великим искушением к обману; но наказания за уклонение естественно увеличиваются с усилением искушения к обману...

4) Подвергая народ беспрерывным посещениям и ненавистным осмотрам сборщиков, налог может вызвать множество бесполезных беспокойств, прижимок и притеснений; и хотя бы, строго говоря, притеснение и не сопровождалось материальным ущербом, оно, разумеется, равноценно издержкой, которою человек охотно бы откупился от него. Вследствие этих четырех обстоятельств налог часто оказывается несравненно более тягостным для народа, чем выгодным для государя".

Таким образом, А. Смит исходил из следующих главных принципов налогообложения:

- всеобщность налогов и их пропорциональность доходу;

- определенность;

- простота и удобство;

- налоги должны взиматься с меньшими издержками, не ложиться тяжким бременем на налогоплательщиков.

Итак, перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения и в современных условиях. К ним можно добавить такие принципы, как однократность налогообложения, стабильность, обязательность и справедливость. Государства на каждом отдельном этапе с учетом экономического состояния строят свои налоговые системы с приоритетом в отборе тех принципов, которые являются наиболее актуальными.

Фискальная политикапредставляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т. д. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Сложившийся в России большой дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.

Следует подчеркнуть, что любое государство, независимо от его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики - не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. Еще Дж. М. Кларк отмечал, что при недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является довольно сильным инструментом в борьбе с негативными явлениями циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.