Местные бюджеты
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальдо бюджета.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач.
Внебюджетные фонды
Помимо бюджетных средств каждая страна практикует использование внебюджетных фондов.
К числу важнейших внебюджетных фондов в России относят:
- Пенсионный фонд.
- Фонд социального страхования.
- Государственный фонд занятости населения.
- Экономические внебюджетные фонды.
- Фонд обязательного медицинского страхования.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг может быть: внутренним и внешним.
Дефолт – это банкротство государства – должника своим гражданам.
Государственный внешний долг РФ за десять месяцев 2008 года сократился на 10,4%, до 40,21 миллиарда долларов, говорится в мониторинге Минэкономразвития.
«В целом за первые десять месяцев текущего года плановые погашения позволили сократить объем внешнего государственного долга, по оценке, на 10,4%, до 40,21 миллиарда долларов по состоянию на 1 ноября против 44,88 миллиарда долларов на 1 января», - сказано в документе.
На 1 июля внешний госдолг составлял 41,01 миллиарда долларов, на 1 октября - 40,36 миллиарда долларов, отмечается в мониторинге.
В рублевом выражении внешний госдолг на 1 ноября составил 1,089 триллиона рублей, что на 1,1% ниже объема внешней задолженности на 1 января).
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия:
- отрицательно сказывается на экономической ситуации, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капитала для уплаты процентов по государственному долгу, в то же время сокращаются капиталовложения внутри страны.
- наличие долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Вторым по своему значению финансовым звеном финансовой системы является система местных, финансов.
Под влиянием развития производительных сил, НТО происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах - около 30%.
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.
15.3. НАЛОГИ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ. КОНЦЕПЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Налоговая система возникла очень давно и развивалась постепенно по мере становления цивилизации. Существование стройной системы налогов во многом является признаком высокой степени государственного и экономического развития. Налоги в своем многовековом развитии прошли множество этапов. Одна из распространенных форм налогообложения упоминается в Библии: "И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня". Со времени культовых жертвоприношений и до сегодняшнего дня налоги менялись качественно и количественно. Налоги в строго современном смысле возникли с появлением государства. Однако еще на ранних этапах общественного развития имели место сборы, приношения или услуги. Начальной формой налогообложения были жертвоприношения, которые годами трансформировались в регулярные сборы. В ряде государств, например, в Древнем Риме, имели место чрезвычайно развитые налоговые системы. Достаточно отметить, что осуществлялась перепись населения для целей налогообложения, проводилась оценка имущества. Был сформирован механизм изъятия налогов в виде соответствующей иерархии лиц, ответственных за полный сбор налогов.