ТЕМА 9. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

9.1. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МОНОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ

Конкуренция этоэкономическое соперничество между участниками рыночно­го хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хо­зяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

Конкуренция стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качествa продукции, ускорению научно-технического прогресса.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товар­ного производства. Каждый производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность укрепления хозяйства, примене­ния наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство, в условиях которого кон­куренция получила наибольшее развитие.

В современных условиях конкуренция выступает как важное сред­ство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция зас­тавляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершен­ствовать технологию производства.

В условиях свободной рыночной экономики различают:

1) Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между предпринимателями, выпускающими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, получение сверхприбыли.

2) Межотраслевая конкуренция — это борьба между предпринима­телями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы приложения капитала, перераспределение прибыли.

В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция — это свободное соперничество многочисленных производителей создающих примерно одинаковые объемы иден­тичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:

Ø наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара;

Ø возможность свободного доступа в различные производственные секторы;

Ø хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма опреде­ляет тот объем производства продукции, при котором она получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки краткосрочном периоде.

Совершенная, или свободная, конкуренция была типична для экономики развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются крупные предприятия и их объеди­нения, которые охватывают отраслевые рынки.

Несовершенная конкуренция — это ситуация, когда на рынке при­сутствуют продавцы такого количества товаров, которое существен­но влияет на их цену. Существуют основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпуска­емой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа на рынок и выхода из него (табл. 1).

Таблица 1.

Виды рыночных структур Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа отрасли и выхода из нее Доступ информации
Совершенная конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения
Монополистическая конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия при входе Некоторые ограничения

 

Во всех странах применяются:

Ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен, ме­тод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые цены).

Методы неценовой конкурентной борьбы:

Ø Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Ø Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам (реклама, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям).

Конкурентный рынок означает, что ни один из многочисленных участников рыночного процесса не может влиять на уровень цены. (попытка повысить цену означает невозможность продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и не позволяет возмещать издержки).