ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ТЕОРИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ
В истории экономической мысли понимание и определение предмета экономики как особой сферы знания (позднее — научного) претерпело длительную эволюцию: от свода знаний о домоводстве, богатстве и деньгах, об экономической политике государства до науки о законах, управляющих производством, обменом, распределением, и о производственных отношениях.
Современное понимание предмета экономической теории базируется:
во-первых, как исследовании поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов;
во-вторых, экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.
Экономическая теория структурно включает микроэкономикуи макроэкономику.
Микроэкономика изучает поведение отдельных конкретных экономических субъектов (индивидов, домохозяйств, фирм или отрасли). Она охватывает индивидуальное принятие решений в экономике, функционирование и взаимодействие отдельных элементов экономической системы. Микроэкономический уровень — это исследование таких экономических проблем, как потребительский спрос на отдельный товар или услугу, издержки производства отдельного товара, объем продаж: отдельной фирмы, эффекты от введения новых налогов на производство тех или иных товаров или на отрасль в целом и т.д.
Макроэкономика — исследование экономики в целом — включает анализ явлений экономической жизни, являющихся результатом принятия решений на уровне совокупности агрегатов (макроэкономических показателей). Макроэкономический уровень — это исследование таких экономических проблем, как темпы инфляции, уровень безработицы в экономике в целом, общий объем национального продукта, совокупных расходов и т.д.
Роль экономической теории в обществе определяется:
познавательной функцией (описание и объяснение экономических процессов и поведения хозяйствующих субъектов);
методологической функцией (экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса конкретных экономических наук);
практической, прикладной функцией (экономическая теория — научное руководство и ориентир для экономической политики и принятия решений).
В вопросах познания экономических явлений и процессов существует два подхода:
1. позитивная экономическая теория дает описание экономических явлений и процессов в обществе такими, какие они есть в действительности. Для этого собирается факты, которые обобщаются, и устанавливаются причинно-следственные связи.
2. нормативная экономическая теория стремится найти наилучшие формы и средства организации экономической деятельности.
Т.о., позитивная экономическая теория исследует фактическое состояние экономики, а нормативная – какие конкретные условия экономики желательны или нежелательны.
Например, к позитивной экономической теории относится утверждение: «Безработица составляет 9% рабочей силы», а к нормативной – «Безработицу следует сократить».
Методы экономической теории.
Экономическая теория использует широкий спектр общих и частных методов научного познания. Общим методом, является метод научной абстракции,при котором исследователь освобождается от частных, случайных аспектов явлений и процессов и концентрируется на выяснении того, что является существенным и повторяющимся. В процессе абстрагирования формируются научные категории или понятия, объясняющие реальную экономическую действительность, те или иные стороны экономических процессов и явлений. Логические понятия, отражающие наиболее общие, существенные стороны экономической реальности, называются экономическими категориями (например спрос, предложение, цена, рынок, издержки, прибыль).
Индукция и дедукция. Под индукцией понимается собирание фактов и выведение из них общих положений, принципов. Дедукция — способ исследования, при котором исследователь идет от общего (теоретического положения, гипотезы) к частному, от теории — к фактам. Индукция и дедукция — не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования в экономике.
Историческое и логическое.Исторический метод предполагает изучение всей совокупности добытых наукой фактов, истории развития процесса или явления в его единичности и неповторимости, случайности и необходимости. Логический метод есть выявление логики развития, сущности хозяйственных процессов, формулирование обобщений и закономерностей.
Экономико-математическое моделирование- описание и анализ экономических процессов и явлений с помощью экономико-математических моделей. Экономическая модель ~ это формализованное описание и количественное измерение экономической системы (процесса, явления), структура которой определяется ее объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. Экономико-математическое моделирование как один из системных методов обладает значительным аналитическим потенциалом, делает возможным реальное прогнозирование экономических процессов.
Сфера экономической теории включает позитивныйи нормативный анализ. Позитивный анализ имеет дело с фактами и свободен от субъективных ценностных суждений; он предполагает исследование того, что есть.Например, если относительная цена на бензин возрастает, то покупаемое его количество уменьшается. Позитивная экономическая теория исследует фактическое состояние экономики. В противоположность этому нормативный анализ включает ценностные суждения, представления о том, что должно быть. Например, увеличение налога на реализацию ГСМ (горючесмазочных материалов) позволит сократить количество поездок граждан на личном транспорте, что в результате благотворно скажется на экологическом состоянии города.
1.2. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Основоположником древнекитайской экономической мысли был Конфуций (551-479 гг. до н. э.).
Экономическая теория как совокупность экономических взглядов берет свое начало с учений древнегреческих мыслителей. Ученые античного мира (Древней Греции) Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Ксенофонт – о правилах ведения домашнего хозяйства. В сочинениях Аристотеля экономика охватывает мир не только индивидуального, семейного домохозяйства (экономики) всех граждан древнегреческого государства - полиса. Аристотелю первому принадлежит заслуга в постановке и осмыслении базовых проблем и категорий экономики – товара и его свойств, природы и условии обмена товаров, денег и капитала, %.
Средневековым ученым Фомой Аквинским (1226-1274 гг.) экономические проблемы рассматривались с точки зрения христианских норм морали, с позиции общего блага как конечный критерий деятельности людей. При этом монастыри выступали как образцы организации крупного, относительно хорошо налаженного сельскохозяйственного и ремесленного производства.
Таким образом, экономическая теория в период рабовладельческого строя возникла как прикладная наука о ведении хозяйства. Как самостоятельная экономическая наука она сформировалась в период становления рыночной экономики, т. е. в условиях становления капитализма.
Основные направления развития экономической мысли:
В период становления капиталистической рыночной экономики и сопутствовавшего этому процессу роста торговли, коммерции, городов и национальных государств формируется меркантилизм (сущность сводилась к накоплению драгоценных металлов). Власть [государства] и изобилие [денег] — две цели и две важнейшие составляющие меркантилизма.
Меркантилизм прошел две стадии развития: А) ранний меркантилизм («монетарная система»), отождествляя богатство только с деньгами, ограничивался разработкой административных мер, направленных на удержание денег в стране; Б) поздний меркантилизм (мануфактурная система) направлял усилия на поддержание активного внешнеторгового баланса развитие промышленного производства, ремесел и мануфактур. На этой стадии формируется более широкий взгляд на богатство, включая товарные и трудовые ресурсы, производственный потенциал экономики и накопленные капитальные блага.
Период второй половины XVII— середины XVIII в. в истории развития экономической мысли явился переходным от меркантилизма к классической экономической теории. Значительный вклад в классическую экономическую теорию внес У.Петти (1623-1687). Он был одним из создателей статистики, демографии и национального счетоводства. Идеи Петти о трудовой ценности товара, заработной плате, ренте, проценте и деньгах были развиты в классической экономической теории.
Первой научной школой, сформировавшейся у истоков аналитической экономической теории, явилась физиократия (от греч. «physis» — природа, «kratas» — сила, власть, господство). Представление оземле как о единственном источнике богатства и понятие чистого продукта, структура капитала и идея единого земельного налога составляли основу экономического учения физиократии. Высшим достижением физиократии явилась «Экономическая таблица» Ф.Кенэ (1694-1774).
Наивысшее развитие экономическая теория классической школы получила в трудах А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823). Вторая ведущая тема классической экономической теории — проблемы меновой ценности (стоимости) товара и роли механизма цен в распределении ресурсов в экономике. С точки зрения трудовой теории стоимости А.Смита меновые ценности товаров и рыночные цены формируются на основе трудовых затрат. Своего пика и завершения теория классической школы получила в учении Д.Рикардо - обменные пропорции формируются на основе издержек производства.
Реакция экономической науки на основные теоретические постулаты классической школы в XIX в. проявлялась по трем направлениям: 1) экономическая теория исторической школы; 2) марксистское экономическое учение; 3) маржинализм.
1) Историческая школа (в Германии, а затем в Великобритании и России) подвергла критике абстрактный, дедуктивный метод экономистов-классиков, их поиски всеобщих универсальных законов экономического развития. В противоположность классикам представители исторической школы рассматривали экономическую теорию не как науку об общих законах развития хозяйства, а как науку о национальном хозяйстве, подчеркивая определяющую роль государства. Историческая школа прошла в своем развитии два этапа. Старая историческая школа была представлена работами Ф. Листа, В. Рошера, Б. Гильдебранда, К. Книса; новая — трудами Г.Шмоллера, В.Вебера, В.Зомбарта.
2) Марксизм. Экономическая теория марксизма тесно переплетается с его философскими, социологическими, политико-историческими составляющими. Главный труд К.Маркса (1818-1883) — «Капитал» - состоит из четырех томов. Важнейшими составляющими экономического анализа, представленного в «Капитале», являются: учение о товаре и противоречиях, заложенных в товаре; учение о двойственном характере труда; эволоция формы стоимости; учение о прибавочной стоимости; теория воспроизводства и экономических кризисов; исторически преходящий характер капиталистического способа производства.
3) Во второй половине XIX в. сформировалась теория маржинализма(от англ. marginal — предельный). Возникновение маржинализма как направления в экономической мысли связано с открытиями экономистов У. Джевонса (1835-1882), К.Менгера (1840-1921) и представителей австрийской школы — Л.Вальраса (1834-1910), К. Викселля (1851-1926), Дж. Б. Кларка (1847-1938), И.Фишера (1867-1947). Важнейшие категории маржинализма — предельная полезность, предельные издержки, предельная производительность, вменение, альтернативные издержки, равновесие и др.
В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений.
В конце XIX — начале XX в. ведущим в экономической теории стало неоклассическоенаправление, возглавил которое выдающийся английский экономист Л.Маршалл (1842-1924). Его работы и прежде всего «Принципы экономической науки» (1890). Важнейшие категории экономической теории Маршалла — спрос, предложение, эластичность, частичное равновесие, полезность и издержки производства, равновесная цена, краткосрочный и долговременный периоды, внутренняя и внешняя экономия, потребительский излишек, квазирента, излишек производителя, репрезентативная фирма, совершенная (чистая) конкуренция.
В 20 – 30 г. 20в. сформировалось направление в экономической теории — институционализм(от понятий «институция», «институт» — обычай, установление, учреждение), основоположником которого явился американский экономист Т.Веблен (1857-1929). Институционализм рассматривает экономику как систему, где поведение хозяйствующих субъектов и взаимоотношения между ними детерминируются (изучается) сложным комплексом экономических и внеэкономических факторов. Понятие «институт» охватывает широкий спектр явлений и процессов: от государства, профсоюзов, корпорации, семьи до правовых норм и установлений, политических партий, обычаев и привычек поведения людей в экономической жизни. Институционализм в своем развитии прошел две фазы: ранний институционализм (Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, А.Берли) и новый, современный институционализм (Дж.Гэлбрейт, Д.Белл, У.Ростоу, Дж-Бьюкенен, Р.Коуз, Г.Беккер).
В 30-е годы, под влиянием Великой депрессии 1929-1933 гг., начинает формироваться кейнсианскоенаправление в экономической теории, основателем которого был английский экономист Дж.М.Кейнс (1883-1946). Главный труд Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) явился теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики. Важнейшие категории экономической теории Кейнса: эффективный спрос, предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, мультипликатор, полная занятость, предпочтение ликвидности, предельная эффективность капитала.
Возникновение монетаризмакак течения в современной экономической мысли связано с публикацией труда группы экономистов Чикагского университета «Исследование количественной теории денег» (1956), главным редактором которого был М.Фридмен (род. в 1912 г.), ставший признанным главой современной школы монетаризма. Важнейшие категории монетаризма: количественная теория денег, спрос и предложение денег, скорость обращения денег, колебания денежной массы.
Неолиберальное направление отрицает государственное вмешательство в экономику. Лидером является бывший министр экономики Германии Людвиг Эрхард (1897 – 1977гг.) и полностью отвергается командно-административный метод регулирования экономики.