Философия эпохи Возрояедения и Реформации.

Эпоха возрождения зародилась в Италии. Для этой страны Возрождение охватывает 14 век (южное Возрождение). Для Германии эпоха возрождения охватывает 15-16 века (северное Возрождение). Философы эпохи Возрождения критиковали средневековье. Лоренцо Вала считал, что средние века -время религиозного фанатизма и невежества. В средние века античное наследие в целом отрицалось. В эпоху Возрождения наоборот античное наследие ценилось очень высоко. Античные образцы рассматривались, как образцы для подражания. Возрождение - эпоха, характеризующаяся восстановлением идеалов античности в новых исторических условиях. Главным мировоззренческим принципом являлся антропоцентризм - идея, что главным звеном бытия является человек. Однако, в эту эпоху атеизма не возникло, но соотношение Бога и мира, Бога и человека было понято иначе, чем в средние века. Антропоцентризм проявился в учении гуманизма: гуманизм отстаивал идею, что человек как личность уникален и неповторим и, поэтому, абсолютно ценен. Гуманисты считали, что человек достоин счастья и имеет право на реализацию всех своих способностей. Основатель гуманизма Франческа Петрарка» Особенности философии эпохи Возрождения:

1. светский характер. Философские вопросы перестали рассматриваться только с позиции религии. Большую роль стали играть повседневные практические потребности людей.

2. антидогматизм и свободомыслие.

3. антисхоластическая направленность. Возникла идея, что изучать нужно не общие понятия, а явления земного мира.

4. повысился интерес к познанию природы и ее законов.

5. орудие познания природы - наука, а философия с ней взаимодействовала.

6. равным науке способом познания считалось искусство.

Основные идеи философии эпохи возрождения. 1. Онтология

Средние века Возрождение
1 . Господство геоцентрической системы мира 1 . гелиоцентрическая модель мира
2. Доминирование теизма 2. Доминирование пантеизма (Николай Кузанский.)  
3. Бытие творящее (Бог) и бытие сотворенное (земной мир) противоположны 3. Бытие едино и целостно и универсальным законам подчиняется
4. Бог сотворил мир из ничего и является сверхприродной сущностью 4. Был обоснован принцип эманации при этом мир и Бог едины мира из Бога,
5. Мир конечен во времени и пространстве 5. Мир вечен и бесконечен в пространстве

Николай Коперник в работе «О вращениях небесных сфер» обосновал гелиоцентрическую модель мира. Центром мира является солнце, а земля вращается вокруг него и вокруг своей оси. Мир в пространстве очень велик, но имеет границу, которой является сфера неподвижных звезд.

Более радикальный взгляд на мир сложился благодаря пантеизму - учению, что Бог и мир единое целое. Основатель этого взгляда немецкий философ Николай Кузанский. Последователь - итальянский философ Джордано Бруно. По Кузанскому Бога не следует отделять от его творения, т.е. мира, а по Бруно целью философии является познание бога в вещах. Кузанский считал, что Бог - абсолютный минимум и максимум вселенной. Как минимум Бог присутствует в каждой вещи, как максимум - во всей природе. Бог существует везде и нигде, во всем ни в чем одновременно. Бог - абсолютная сущность, в которой сливаются все противоположности. Бог также - абсолютная чистая возможность. Мир возник не путем творения, а путем эманации (истечения). Мир как бы развертывался из божественных глубин, заложенной в Боге возможности, превращаясь в действительность. В результате Бог оказался слит со своим творением.

Свойством бога является потенциальная бесконечность, но т.к. мир и Бог едины, то мир потенциально бесконечен. Бог является и центром и окружностью мира, это значит, что у мира нет ни центра, ни границы. Это означает, что не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Бруно считал, что вселенная бесконечна не в возможности, а в действительности (актуальна) и образована множеством населенных миров. Вселенная является живым одушевленным организмом. В основе ее лежит движущаяся и развивающаяся материя. Вселенная однородна в том смысле, что в ней действуют универсальные законы. Никакого дуализма Бога и природы не существует, т.к. они едины. Все полно противоположностей, которые сливаются в бесконечности, т.е. в Бога. Учение Бруно о бесконечности вселенной опиралось на аналогичные учения Анаксимандра и Демокрита. 2.

Средние века Возрождение
1 . Человек - раб Бога 1. Человек - сотворец Бога
2. Человек сотворен по образу и подобию Бога 2. Человек сам творит себя как личность
3. Человек - существо духовное 3. Человек - единство телесного и духовного
4. Судьба человека предопределена Богом 4. Человек - хозяин своей судьбы
5. Счастье достижимо только в загробном мире 5. Человек достоин счастья и в земном мире
6. Место человека в иерархии бытия раз и навсегда определено Богом и изменено быть не может 6. Человек космически не закреплен и сам определяет свое место в мире
7. Человек греховен и несовершенен 7. человек прекрасен и совершенен
8. Смысл жизни - спасение души и искупление первородного греха 8. Смысл жизни - реализация человеком творческих способностей
9. Уделом человека является смирение и покорность 9. Человек - существо деятельное
10. свобода человека ограничена 10. Свобода- одно из важнейших качеств человека

Новое понимание человека было сформулировано в рамках гуманизма. В концентрическом виде учение гуманистов о человеке изложил Пико де ла Мирандолла (Джованни) в работе «Речь о достоинстве человека».

1) человек сотворен Богом. Бог создал мир и человека, но человек в своих творческих способностях равен богу. Человек сам творит себя как личность и определяет свое место в мире.

2) Человек - скрепа мира. Человек причастен к любому уровню бытия от низшего до наивысшего. Достоинства человека, особое место в мире определяется тремя качествами: разум, свобода, творчество.

В гуманизме была обоснована идея титанизма человека - культ творческой, всесторонне развитой личности, добивающейся успеха в различных сферах деятельности. Кузанский, Бруно и Мирандолла считали, что человек - это микрокосмос, т.е. малый мир, подобный макрокосмосу (идея Демокрита и Платона). По Кузанскому Бог развертывал мир из себя, а человек может свернуть мир в себя путем познания его законов с помощью разума. Человек движется навстречу Богу, пределов совершенствования человека нет. 3.Гносеология

1) Критика схоластики. Голландский философ Эразм Роттердамский в трактате «Похвала глупости» выдвинул идею, что споры схоластов бесплодны, а сама схоластика псевдонаучна.

2) Происходит укрепление позиций разума. Утверждается теория двойственности истин философии и богословия. Итальянский гуманист Марсилио Фичйно считал, что философия не служанка, а сестра богословия.

3) Имела место критика средневековой веры в авторитеты. Итальянский философ Пьетро Помпонацци говорил: «Доказывает опыт, а не Аристотель».

4) Происходит развитие научных методов познания природы. Решающий вклад внес Галилео Галилей: в познании природы надо опираться на математику и эксперимент.

5) Интерес к познанию природы сначала был обоснован религиозно: главной целью познания по-прежнему считался Бог, но т.к. Бог и мир едины, то для познания бога необходимо познать законы мира, в которых Бог себя проявляет. Эту идею обосновал Николай Кузанский в трактате «об ученом незнании». По Кузанскому непознаваемый бог познаваемо проявляет себя в мире, поэтому мы можем познавать мир, но процесс познания будет бесконечен.

6) Французский гуманист Мишель Монтень в работе «Опыты» выступил в поддержку античного скептицизма. Человек имеет право на свободомыслие и не обязан слепо подчиняться авторитету догмы. Сомнение естественно и совершенно необходимо.

 

Вывод: истина не застывшая догма, а процесс.

4.Этика.

1) мораль должна иметь светский характер, а религиозная санкция необязательна. Однако моральное учение христианства не отвергалось. В рамках гуманизма возникли два направления: светский гуманизм (Петрарка и мирандолла) и христианский гуманизм (Эразм Роттердамский и Томас Мор). В средние века католическая церковь извратила христианское учение, поэтому надо вернуться к раннему, неиспорченному христианству и его моральные ценности синтезировать с гуманистическим пониманием человека.

2) Вместо средневекового аскетизма была обоснована идея гедонизма - учение, что смысл жизни человека состоит в получении удовольствий. Лоренцо Вала с опорой на идею Эпикура утверждал, что удовольствие для человека естественно и ничего греховного в нем нет. Правда Эразм Роттердамский и Мишель Монтень в античном духе утверждали, что все должно быть в меру. Монтень наряду с жизнелюбием выделял такую ценность, как умеренность.

3) Гуманисты обосновали идею индивидуализма. Каждый человек есть автономная личность со своими интересами (Лоренцо Вала). Правда была выдвинута концепция гражданского гуманизма с опорой на идеи Аристотеля. Любой гражданин должен принимать участие в общественных и государственных делах, поэтому личные интересы, несмотря на их значения должны быть подчинены общему благу.

4) Гуманисты считали, что труд облагораживает человека и является главным фактором развития личности. Правда в духе идеи Аристотеля умственный труд ценился больше, чем физический.

5) Начиная с Петрарки, утверждается идея, что благородство человека определяется не знатностью происхождения, а личными качествами и заслугами.

5.Социальная философия.

1) Критика средневековой идеи теократии и развитие представлений, что государство и сфера политики должны быть независимы от церкви и религии, поэтому возник интерес к искусству управления государством. Наибольший вклад внес Никола Макиавелли в трактате «Государь».

2) Если человек достоин счастья в земной жизни, возник вопрос, каким должен быть идеальный общественный строй, при котором люди были бы счастливы. По этому вопросу с опорой на учение Платона об идеальном государстве 2 проекта: работа Томаса Мора «Утопия» и Томазо Компанелло «Город солнца».

6.Философия истории.

1) Вмешательство Бога в ход истории было поставлено под сомнение, и появилась мысль, что надо искать рациональное объяснение исторических событий.

2) вместо средневекового провиденциализма была обоснована идея Фортуны. Фортуну понимали в двух смыслах:

А) как удачу. Макиавелли считал, что удача приходит только к деятельному человеку

Б) социальная необходимость, в рамках которой действует человек.

3)Концепция роли отдельной выдающейся личности в истории.

4) возникла идея законов исторического развития, установленных не Богом, а выработанных самими

людьми. Главным законом является исторический круговорот: все народы в своем развитии проходят

примерно одинаковые повторяющиеся стадии (Макиавелли).

Философия эпохи Нового времени,

1 . Общая характеристика философии нового времени.

2. Противостояние эмпиризма и реализма

3. Эпоха Просвещения и Французский материализм.

1. Эта эпоха - время развития науки. Она достигает независимости от богословия и окончательно утверждается теория двойственности истины. Утверждается вера в неограниченные возможности науки. В 17 веке произошла научная революция и возникла классическая картина мира (Галилей и Ньютон). В составе науки главную роль играли механика и математика. Успехи науки сильно повлияли на философию. Возникла идея, что философия должная стать строгой наукой, наподобие математики. Главной проблемой философии стала теория познания (гносеологизация проблематики философии). Теоретическое ядро философии Нового времени.

Онтология.

1) укрепление позиций материализма;

2) механицизм - учение, согласно которому мир подчинен действию законов механики;

3) в 17 веке широко распространился деизм по вопросу о Боге, а в 18 веке атеизм.

Философская антропология

1) человек - разумное существо, преобразователь мира;

2) человек должен стать господином природы путем познания его законов;

3) механицизм - тело человека является машиной;

4) проблема соотношения тела и души;

5) развитие идеи социальной сущности человека, Гносеология.

Господствующей была идея познаваемости мира. Главным орудием познания считалась наука. Науке необходим правильный метод познания. По вопросу о методе в теории познания сложились 2 направления: эмпиризм и сенсуализм, а также рационализм.

Эмпиризм отстаивал идею познания в опыте или эксперименте. Основателем этого подходу в эту эпоху был Ф. Бэкон. Его главный последователь - Т. Гоббс. Основателем сенсуализма был Дж. Локк. Сенсуализм разделился на 2 ветви, а именно материалистическую представлял Локк, а субъективно-идеалистическую - Беркли и Юм. Этим 2 направлениям противостоял рационализм, который отстаивал идею познания только на основе разума. Рационализм сложился благодаря успехам математики и естественных наук. Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц. Рационализм разделился на 2 ветви - материалистическую (Спиноза), идеалистическую (Лейбниц). Рационалисты не доверяли органам чувств и считали, что они в познании не играют решающей роли. Знание нужно получать прямо из разума, но это значит, что в разуме должно быть нечто, из чего знания можно построить. По Декарту в разуме есть врожденные идеи, по Спинозе - общие понятия, по Лейбницу - задатки мышления. Противостояние эмпиризма и рационализма образует главное содержание философии нового времени. Этика

1) рационализм - это идея, что поступки человека должны быть разумны;

2) утилитаризм - смысл жизни состоит в получении пользы;

3) индивидуализм - учение, что каждый человек есть автономная личность со своими естественными неотъемлемыми правами;

4) доктрина прав и свобод человека

Социальная философия

1) механицизм - учение, что общество есть механическая система;

2) теория общественного договора;

3) учение либерализма и теория разделения властей

4) развитие революционной идеологии преобразования общества.

Философия истории.

1) телеологизм - учение о наличии у истории внутренней цели;

2) учение об объективных исторических закономерностях

3) теория общественного прогресса и этапов развития общества.

2. Противостояние эмпиризма и рационализма.Основателями являются Ф. Бэкон и Рене Декарт.

Учение Бэкона состояло из критической и позитивной части. В критической части Бэкон выступил против некоторых предшественников. Он отверг учение Пифагора и Платона за идеи. Аристотель в работе «Органон» обосновал метод дедукции, Бэкон в работе «Новый органон»..Бэкон отверг схоластику. Схоластика мешает решению главной задачи - познания природы. Схоластика плодовита в словах, но бесплодна в делах и не дала ничего кроме ненужных споров. Она слишком абстрактна и оторвана от действительности, не помогает решать задачи, стоящие перед человеком и обществом. Мышление человека засорено идолами (призраками) - заблуждениями. В их появлении схоластика сыграла не последнюю роль. Бэкон выделил 4 вида идолов:

1) идол рода - человек свойствам вещей примешивает свои впечатления о них, и приписывают . вещам несвойственные им характеристики.

2) идол пещеры - люди смотрят на мир слишком субъективно - это мешает правильному пониманию мира. Эти идолы для человеческой природы свойственны изначально. Остальные 2 вида -приобретенные, от них нужно избавлять в первую очередь

3) идол рынка - люди неправильно пользуются словами, не понимая их смысла

4) идол театра - люди не критически принимают чужие мнения. Познание природы может осуществлять при преодолении этих идолов.

В позитивной части главной идеей являлось «Знание - сила». Смысл: на основе познания законов природы человек должен стать ее господином. Наука имеет практическое значение и должна быть полезна человеку и обществу. Наука должна улучшить жизнь людей. Античная наука эту задачу решить не могла, потому что находилась в состоянии детства.

Причины:

- не изучались познавательные способности человека, и как происходит процесс познания

- вместо реальных явлений природы искали высшие сущности и начала;

- у науки не было правильного метода познания

Бэкон выдвинул проект - проект великого восстановления наук. Науке нужно дать правильный метод, и она познает законы природы и принесет человеку и обществу пользу. Познания начинается с показателей органов чувств, однако имеет место великий обман чувств. Причины: идолы рода и пещеры оказывают свое вредное влияние. Выход: показания органов чувств надо проверить в эксперименте. Его результатами будут факты. Затем эти факты должен объяснить разум, однако разум часто делает выводы, оторванные от действительности. Причина в том, что действуют идолы рынка и театра. Выход: нужно пользоваться методом индукции - движения от единичного к общему, от факта к теории. Вывод: разум должен строить выводы только на основе фактов. Бэкон обосновал рационально-индуктивный метод познания.

Оппонентом Бэкона был Декарт.XI) одной стороны у них общие идеи: необходимость познания природы, критика схоластики, наука - главное орудие познания, наука должна сделать человека господином природы. С другой стороны - различия:

- Декарт основой познания считал разум;

- обосновал метод дедукции (от общего к частному)

Декарт критиковал схоластику. Он считал, что любое знание должно быть очевидным и достоверным для разума. Схоластика этому не соответствует. Необходимо рациональное сомнение и проверка всех наших знаний. Цель - вместо средневековой культуры, основанной на вере, создать культуру, основанную на разуме. Решающую роль в этом играет наука, вооруженная правильным методом. Научное знание должно быть системой, а не собранием случайных истин. В основе должно лежать очевидное и достоверное суждение, усомниться в котором невозможно. Августин считал, что нельзя усомниться в сущности сомневающегося. Декарт абсолютно истинным считал идею. «Мыслю, следовательно, существую». Смысл этой мысли - приоритет рационального над чувственным. Важно не только само мышление, но и осознание человеком себя как мыслящего существа. В онтологии Декарт выдвинул 3 идеи: деизм, механицизм, дуализм. Мир по Декарту, это гигантская машина, действующая по законам механики, тела животных и растения - это искусно сконструированные механизмы. Законы механики имеют универсальный характер. Декарт признавал наличие 2 субстанций: 1) телесная, 2) мыслящая (духовная). Природу Д. осуществлял с телесной, а мыслящей субстанцией - душа человека или «мыслящее я». Это «я» - есть субъект, противоположный природе. Субстанции противоположны и существуют независимо друг от друга. Свойством материальной является протяженность и делимость. Свойством духовной -наоборот. В человеке эти субстанции сосуществуют. По вопросу соотношения тела и души Декарт был сторонником психофизиологического взаимодействия. От состояний тела зависят состояния души, но душа волевым усилием управляет телом. Взаимодействие происходит в шишковидной железе (гипоталамусе). Особенностью мыслящей субстанции является наличие в ней врожденных идей (Бога, чисел и фигур, принципы логики и математики). Врожденные идеи соответствуют принципу очевидности и достоверности и являются отправным пунктом сознания. Разум с помощью интеллектуальной интуиции устанавливает истинность, а затем с помощью метода дедукции из врожденных идей строится знание. Математика - это чистая, рациональная наука, из опыта не выводимая. 4 правила метода:

- начинать с простого и очевидного;

- критерий истины - интеллектуальная интуиция;

- путем дедукции получать сложные высказывания;

- сохранить непрерывность цепочки умозаключений.

Наилучшим методом науки Декарт считал дедуктивно-аналитический метод.

Идеи Бэкона были развиты Гоббсом и Локком. Т. Гоббс.; Т. Гоббс -был систематизатором учений Бэкона. По Гоббсу мир материален и познаваем. Как и Декарт в понимании природы был механицистом. Познание начинается в органах чувств, а завершается в разуме. Познание Гоббс делит на обыденное и научное. В обыденном решающую роль играют органы чувств, а в научном велика доля разума. Обыденное познание опирается на метод индукции, а научном познании и в особенности в математике, велика роль дедукции. Образцами научного мышления является механика и математика. Роль математики объясняется тем, что разум действует математически. Разум занимается сложением и вычитанием ощущений. В отличие от Декарта, Гоббс полагал, что математика, как и любая другая наука, возникла в опыте. По вопросу об общих понятиях Гоббс был крайним номиналистом, и считал что истина - свойство наших суждений о вещах. Гоббс разработал учение о роли языка в жизни людей. Без языка невозможно познание. Слова делятся на слова-метки (обозначают вещи и явления) и слова-знаки (с их помощью люди обмениваются мыслями). Слова-метки могут превращаться в слова-знаки.

- не изучались познавательные способности человека, и как происходит процесс познания

- вместо реальных явлений природы искали высшие сущности и начала;

- у науки не было правильного метода познания

Бэкон выдвинул проект - проект великого восстановления наук. Науке нужно дать правильный метод, и она познает законы природы и принесет человеку и обществу пользу. Познания начинается с показателей органов чувств, однако имеет место великий обман чувств. Причины: идолы рода и пещеры оказывают свое вредное влияние. Выход: показания органов чувств надо проверить в эксперименте. Его результатами будут факты. Затем эти факты должен объяснить разум, однако разум часто делает выводы, оторванные от действительности. Причина в том, что действуют идолы рынка и театра. Выход: нужно пользоваться методом индукции - движения от единичного к общему, от факта к теории. Вывод: разум должен строить выводы только на основе фактов. Бэкон обосновал рационально-индуктивный метод познания.

Оппонентом Бэкона был Декарт.XI) одной стороны у них общие идеи: необходимость познания природы, критика схоластики, наука - главное орудие познания, наука должна сделать человека господином природы. С другой стороны - различия:

- Декарт основой познания считал разум;

- обосновал метод дедукции (от общего к частному)

Декарт критиковал схоластику. Он считал, что любое знание должно быть очевидным и достоверным для разума. Схоластика этому не соответствует. Необходимо рациональное сомнение и проверка всех наших знаний. Цель - вместо средневековой культуры, основанной на вере, создать культуру, основанную на разуме. Решающую роль в этом играет наука, вооруженная правильным методом. Научное знание должно быть системой, а не собранием случайных истин. В основе должно лежать очевидное и достоверное суждение, усомниться в котором невозможно. Августин считал, что нельзя усомниться в сущности сомневающегося. Декарт абсолютно истинным считал идею. «Мыслю, следовательно, существую». Смысл этой мысли - приоритет рационального над чувственным. Важно не только само мышление, но и осознание человеком себя как мыслящего существа. В онтологии Декарт выдвинул 3 идеи: деизм, механицизм, дуализм. Мир по Декарту, это гигантская машина, действующая по законам механики, тела животных и растения - это искусно сконструированные механизмы. Законы механики имеют универсальный характер. Декарт признавал наличие 2 субстанций: 1) телесная, 2) мыслящая (духовная). Природу Д. осуществлял с телесной, а мыслящей субстанцией - душа человека или «мыслящее я». Это «я» - есть субъект, противоположный природе. Субстанции противоположны и существуют независимо друг от друга. Свойством материальной является протяженность и делимость. Свойством духовной -наоборот. В человеке эти субстанции сосуществуют. По вопросу соотношения тела и души Декарт был сторонником психофизиологического взаимодействия. От состояний тела зависят состояния души, но душа волевым усилием управляет телом. Взаимодействие происходит в шишковидной железе (гипоталамусе). Особенностью мыслящей субстанции является наличие в ней врожденных идей (Бога, чисел и фигур, принципы логики и математики). Врожденные идеи соответствуют принципу очевидности и достоверности и являются отправным пунктом сознания. Разум с помощью интеллектуальной интуиции устанавливает истинность, а затем с помощью метода дедукции из врожденных идей строится знание. Математика - это чистая, рациональная наука, из опыта не выводимая. 4 правила метода:

- начинать с простого и очевидного;

- критерий истины - интеллектуальная интуиция;

- путем дедукции получать сложные высказывания;

- сохранить непрерывность цепочки умозаключений.

Наилучшим методом науки Декарт считал дедуктивно-аналитический метод.

Идеи Бэкона были развиты Гоббсом и Локком. Т. Гоббс.; Т. Гоббс -был систематизатором учений Бэкона. По Гоббсу мир материален и познаваем. Как и Декарт в понимании природы был механицистом. Познание начинается в органах чувств, а завершается в разуме. Познание Гоббс делит на обыденное и научное. В обыденном решающую роль играют органы чувств, а в научном велика доля разума. Обыденное познание опирается на метод индукции, а научном познании и в особенности в математике, велика роль дедукции. Образцами научного мышления является механика и математика. Роль математики объясняется тем, что разум действует математически. Разум занимается сложением и вычитанием ощущений. В отличие от Декарта, Гоббс полагал, что математика, как и любая другая наука, возникла в опыте. По вопросу об общих понятиях Гоббс был крайним номиналистом, и считал что истина - свойство наших суждений о вещах. Гоббс разработал учение о роли языка в жизни людей. Без языка невозможно познание. Слова делятся на слова-метки (обозначают вещи и явления) и слова-знаки (с их помощью люди обмениваются мыслями). Слова-метки могут превращаться в слова-знаки.

 

Лейбниц считал, что «нам мир - наилучший из всех возможных миров»: все монады созданы Богом,

который есть верховная монада. Бог создал монады независимыми, но действуют они согласованно, т.к.

каждая монада - зеркало вселенной, т.е. единица восприятия действия всех остальных. В основе нашего

мира лежит предустановленная Богом гармония Монад.

В человеке тоже имеется гармония между телом и душой. Лейбниц был сторонником

психофизиологического параллелизма: тело и душа друг на друга не действуют, существуют

согласованно, но независимо.

В теории познания Лейбниц критиковал Локка («Новый опыт о человеческом разуме»). К идее Локка -

«Нет ничего в разуме» Лейбниц сделал дополнение «кроме самого разума». В отличие от Декарта и

Спинозы Лейбниц считал, что чувственное познание все-таки играет определенную роль. Все истины

Лейбниц делил на группы:

1) истины фактов, добываемые органами чувств;

2) истины разума, добываемые мышлением. Истины фактов играют решающую роль в естественных науках. В этих науках допустим метод индукции, но при этом факты объясняет все-таки разум. Истинность фактов соответствует принципу достаточного основания: чтобы признать факт истинным нужно привести аргументы (логические доказательства). Истинность разума добывается только абстрактным мышлением на основе врожденных задатков мышления. Декарт и Спиноза считали врожденными простые знания, а Лейбниц - это не знания, а предпосылка его получения. К задаткам относятся принципы логики и математики. Сами собой эти задатки не раскроются. Задатки раскрываются только под воздействием показания органов чувств. Разум действует как направляемый органами чувств на познание определенных истин. Затем интеллектуальная интуиция выявляет истинность задатков, а потом на их основе с помощью дедукции строятся знания. Истинность разума должна соответствовать принципу логической непротиворечивости: если между звеньями знаний нет противоречий, оно истинно. В 18 веке философы Беркли и Юм совершили настоящий переворот в сенсуализме: материалистический сенсуализм Локка был превращен в субъективно-идеалистический сенсуализм. Локк считал, что мир материален, существует объективно и познаваем. Беркли: мир нематериален и существует чисто субъективно. Юм: мир не познаваем.

Джордж Беркли.

Поставил цель: опровергнуть материализм и показать, что понятие материя не имеет реальных

оснований. Беркли по-своему осмыслил 3 идеи Локка:

1) Локк считал, что разум путем абстрагирования образует общие понятия, а Беркли считал, что это невозможно. Ничего общего нет, все существующее только единично, или мы воспринимаем только единичные вещи. Общие и единичные признаки в вещах слиты воедино, и разделить их невозможно. Беркли создал теорию «Репрезентативного мышления». Идея: любую общую идею всегда замещает сходная единичная идея. Пример: мы не можем представить треугольник вообще, а только какой-то конкретный.

2) по Локку опыт бывает внешний и внутренний. Беркли считал, что реален только внутренний опыт - сфера нашего сознания. Существование само по себе (объективно) и существование в нашем восприятии (субъективно) - это одно и то же. Все вещи сами по себе не существуют, а являются всего лишь идеями нашего сознания. Следовательно, все существует только субъективно.

3. Антропологический материализм Фейербаха.Он был противником философии Гегеля.

Гегель Фейербах
1 . Система объективного материализма 1 . Материализм (натурализм)
2. Разработал диалектический стиль мышления 2. Метафизический стиль
3. Человек - существо духовное 3. Человек - существо материальное, физическое
4. Тождество мышления и бытия 4. Мышление - отражение бытия
5. Рационализм в теории познания 5. Материалистический сенсуализм
6. Религия - одна из высших форм духа 6. Критика религии и атеизм

Учение Фейербаха называется антропологический материализм: единственным предметов философии является человек. Наивысшей реальностью является вечная и несотворенная природа. Человек - существо природное. Природа наделила человека естественными неизменными потребностями. Главной характеристикой человека является чувственность - обобщенная характеристика духовных и телесных качеств человека. Он полагал, что у человека есть родовая сущность - всеобщие характеристики всех людей. В родовую сущность Фейербах включил 3 компонента: разум, дающий мышление; воля, дающая силу характера; сердце, дающее возможность любить. Суммой этих компонентов является свобода. Свободный человек - это человек мыслящий и чувствующий. Все 3 компонента должны быть реализованы. Реализация родовой сущности возможна только в диалоге «я» и «ты». Сущность: человек стремится к счастью, но чтобы быть счастливым у каждого «я» должно быть свое «ты». Главными ценностями у людей должны быть дружба и любовь. Главная антиценность - эгоизм. Религия - это зло, потому что она препятствует реализации родовой сущности и лишает человека свободы. В работе «Сущность христианства» Фейербах попытался раскрыть истоки религии. Религия существует, но только благодаря обману и невежеству. Она коренится в сущности человека и условиях его жизни. Фейербах выделил 4 причины религии:

1) человек как существо природное от природы зависит и испытывает страх перед природными явлениями. Чтобы объяснить непонятное, человек приписывает его действия сверхъестественной силе.

2) благодаря абстрактному мышлению человек может создавать понятия, оторванные от действительности

3) человек осознает ограниченность своих сил, поэтому он обращается за помощью к высшей силе.

4) человек стремится к счастью, но часто его не достигает, а религия утешает человека, выдавая желаемое за действительное.

По Фейербаху, Бог - это проекция человеческого духа, вынесенная за пределы самого человека. Все качества, приписываемые Богу - это на самом деле качества человека. Человек отделяет их от себя и приписывает вымышленному существу. Результат - человек себя духовно опустошает - отчуждение. Затем человек сам себя ставит в зависимость от вымышленного существа - начинает думать, что природа и он сам созданы Богом. Религия коверкает родовой сущность человека и препятствует его развитию. Культ Бога нужно ниспровергнуть, а вместо него создать культ человека, который и есть Бог. 4. Учение о человеке К. Маркса

Маркс неоднозначно относился к философии Гегеля и Фейербаха. Он отверг идеализм Гегеля, но очень высоко оценил его диалектику и применил ее к изучению человека и общества. Маркс поддерживал атеизм и материализм Фейербаха, но критиковал учение о человеке.

Фейербах Маркс
1 . Задача человека - познать мир 1 . Не только познать, но и преобразовать
2. Познание - созерцание природы 2. Познание - активный процесс отношения к миру, форма практики
3. Человек - существо природное 3. Человек существо социальное
4. Для людей главное - личные отношения: любовь и дружба 4. Главными являются общественные отношения
5. Сущность человека неизменна 5. Человек как социальное существо развивался в ходе истории
6. Единство человека и природы в том, что они состоят из одинаковых физических и химических элементов 6. Единство имеет конкретный исторический характер и изменяется в каждую историческую эпоху - в зависимости от освоения человеком сил природы и уровня развития материального производства

По Марксу родовой сущностью является свобода и способность к творчеству. Человеку Маркс дал 2 определения:

1. Человек - существо общественно-историческое. Человек - это высшее творение природы, но свою сущность он реализует только в обществе, поэтому человек - это «совокупность общественных отношений». В каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям этой эпохи.

2. Человек - это существо предметно-практическое. Важнейшей характеристикой человека является способность к деятельности, к труду. Труд - материальный процесс, направленный на преобразование природы в интересах человека. В труде человек имеет дело с 3-мя видами предметов: орудия труда, сам предмет труда, продукт труда.

Труд - процесс социальный и именно в нем человек воплощает свою сущность. Труд по Марксу

характеризуется 2-мя парами противоположных понятий:

1) опредмечивание - распредмечивание. Опредмечивание - это переход идеи и творческой способности в определенный объект (например писатель - в книге). Распредмечивание - переход материальной предметности в творческую способность (читаем книгу). Благодаря этому человек приобщается к культуре всего человечества и тем самым увеличивает свои сущностные силы (становится духовно богаче). Это касается и труда. В орудиях труда опредмечен опыт их создателей. Использование орудий - распредмечивание опыта. Результат - имеется преемственная

связь поколений, поэтому Маркс говорил: « Мертвый хватает живого». 2-) отчуждение - присвоение.

Учение об обществе. Учение Маркса называется исторический материализм. Общественное бытие людей определяет их сознание. В общественном бытии на первом месте находится производство материальных благ. Маркс пользовался 2-мя понятиями:

-общество - показывает, чем отличается общественная жизнь от предметной;

-общественно-экономическая формация (ОЭФ) - это общество на определенном этапе исторического развития, обладающее специфическими характеристиками. Маркс выделил 5 формаций:

1. Первичная (первобытно-общинная)

2. Вторичные:

- рабовладельческая

- феодальная

- капиталистическая

3. Третичная - коммунистическая.

В основе каждой лежит способ производства материальных благ. Две стороны: производственные силы (люди и орудия труда); производственные отношения (отношения собственности на средства производства). Смена формаций - это социальная революция. Ее суть: устаревший способ производства сменяется новым. Механизм: производственные силы развиваются и в определенный момент им становится тесно в рамках имеющихся отношений, возникают новые производственные отношения, соответствующие новым производственным силам. Революции - это «локомотивы истории». Все формации являются антагонистическими - в них есть внутренние противоречия и конфликты. Источник -частная собственность на средства производства. В результате возникает классовое социальное неравенство и эксплуатация. Классы - это небольшие группы людей, имеющие разное отношение к собственности на средства производства. Рабовладельцы и рабы, буржуазия и наемные рабочие. В таких формациях имеет место классовая борьба.

Еще одним следствием частной собственности является отчуждение. Оно имеется во всех вторичных формациях, но максимума достигает при капитализме. Отчуждение - это негативный социальный процесс, характеризующий превращение деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человек и господствующую над ним. Маркс выделил формы отчуждения:

1. Человека от процесса деятельности - человек выходит из процесса труда обедненный и опустошенный. Вместо того чтобы быть средством реализации творческой способности труд становится мучением и средством выживания.

2. Отчуждение условий труда от самого труда. Работник непосредственно исполняя трудовой процесс, отстранен от управления производством.

3. Отчуждение результатов труда от наемного рабочего

4. Отчуждение человека от человека. Каждый одинок, потому что люди конкурируют друг с другом за средства существования.

5. Отчуждение человека от родовой сущности: человек свободен только в своих естественных потребностях, вне процесса труда ( с природной стороны). С социальной стороны человек несвободен.

6. Отчуждение человека от общества: трудящиеся отказываются признавать нормы общества, в котором их угнетают.

Присвоение - это возвращение человеком его родовой сущности (свободы). В условиях господства частной собственности это невозможно. Присвоение возможно только в коммунистическом обществе. Чтобы изменить человека, нужно изменить общественные отношения. Главный принцип коммунизма: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». При коммунизме не будет частной собственности, а значит и ее последствий, социального неравенства, эксплуатации, отчуждения.