Античная философия

Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В результате неблагоприятных условий труда возможно снижение работоспособности вследствие повышения утомления, увеличение внутрисменных потерь в связи с увеличением времени на отдых. Возможна временная нетрудоспособность вследствие общих заболеваний, профессиональные заболевания и несчастные случаи.

Различают следующие виды эффективности мероприятий по ОТ.

Социальная эффективность направлена на снижение общей и профессиональной заболеваемости и повышение трудоспособности. Основные показатели социального эффекта мероприятий по ОТ: рост производительности труда; сохранение трудовых ресурсов и повышение их профессиональной активности.

Социально-экономическая эффективность выражается в виде экономии или предотвращении трудовых потерь: снижение непроизводственных затрат времени и труда; увеличение фонда рабочего времени за счет снижения заболеваемости; экономия на льготы и компенсации; снижение затрат из-за текучести кадров. Льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда: сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск от 6 до35 дней, повышенные тарифные ставки на 4…24% к окладу. Кроме того: бесплатное лечебно-профилактическое питание для работающих в особо вредных условиях, бесплатная выдача молока.

Инженерно-техническая эффективность – выражается в физических единицах, принятых для оценки опасностей (лк, дисперсность, уровень), и учитывает количественную и качественную характеристику вредного фактора; продолжительность его воздействия и количество людей, подверженных его действию.

Экономическая эффективность включает сопоставление затрат и выгод от проведённых мероприятий и определяется путем расчета основных показателей: чистого экономического эффекта, общей экономической эффективности и сравнительной экономической эффективности.

 

 

Натурфилософский этап

Античная философия развивалась в древней Греции и Риме. (7-6 век до н.э.) Главным мировоззренческим принципом являлся космоцентризм. В центре внимания большинства философов находился мир как целое.

7-6 в до н.э. в древней Греции философия началась с учения 7 мудрецов. Их интересовала практическая житейская мудрость. Они размышляли об этом с опорой на разум. Были сформулированы гномы-афоризмы житейской мудрости. Выделяют 3 вида гном:

1) нравственные (ничего сверх меры),

2) познавательные (познай самого себя),

3) гномы Фалеса, который был первым древнегреческим философом.

Древнегреческая философия развивалась в трех центрах: ионийская, италийская, афинская философия. Ионийская философия.

К этому центру принадлежала милетская школа, а также учение Гераклита. Основателем был Фалее. Его последователи: Анаксимандр, Анаксимен. Их интересовал вопрос, что есть мир, как целое? Главное понятие - архэ. В мифологии архэ - могущество богов, в философии - первоначало мира. По Фалесу всё возникло из воды как влаги, по Анаксимандру первоначало — апейрон — особая неопределённая материя, по Анаксимену всё произошло из воздуха. Все вещи возникли из первоначала и, разрушаясь, превращаются в него же. При этом, сколько бы вещей не возникло, количество .первоначала остается неизменным. Первоначало непрерывно движется, результатом чего является возникновение противоположности. Мир в целом является живым, одушевлённым, божественным организмом. Эти идеи развил Гераклит. Он считал, что определяющий характер имеет противоположность одно и многое. С помощью органов чувств человек воспринимает множество вещей и считает, что если все их познать, то откроется истина о мире. На самом деле результат будет не истина, а многознание. Чтобы достичь истины и познать мир, нужно за многим увидеть одно, т.е. базовый принцип существования мира. По Гераклиту первоначалом всего является огонь. Он является живым, одушевлённым, разумным, следовательно, возникший из него мир тоже. Мир является вечным и богами несотворимым. Гераклит считал, что в мире нет ничего постоянного. «Всё течет, всё изменяется». Источником всеобщего изменения является единство и борьба противоположностей. Противоположности борются и взаимопревращаются друг в друга. В нашем мире всё относительно, и один и тот же предмет может обладать противоположными свойствами. Все изменения в мире происходят неслучайно, нехаотически, надо всем господствует логос - закономерность мира (космический принцип порядка и гармонии). Под логосом Гераклит имел в виду либо разумный огонь, либо борьбу противоположностей, либо и то и другое. Постичь сущность мира человек может благодаря усилиям своего разума. Гераклит является основателем диалектики. Это учение о законах развития мира. Сторонники ионийской философии придерживались принципа «стихийный материализм».

1) материя понималась как конкретная природная стихия,

2) интуитивная догадка о материальности первоначала.
Италийская философия.

Если ионийские философы были материалистами, то Пифагор - идеалистом. По его мнению, в основе

всего лежат числа, как особая нематериальная сущность. Числа существуют независимо от вещей и

проявляются в них. В мире всё можно выразить числами и числовыми выражениями. Точка - 1, линия -

2, плоскость - 3, геометрическое тело - 4. Всего 10. По Пифагору это называется тетрактида -

математическое выражение гармонии Вселенной. Саму гармонию назвал космическая симпатия. Человек

- существо особое, являющееся частью гармонии Вселенной. Благодаря разуму, человек способен её

познать. Главным средством познания Пифагор считал математику. Вслед за ионийскими философами

Пифагор считал мир живым одушевленным организмом. Учения милетской школы Гераклита и

Пифагора объединяет общий принцип - антропоморфизм - наделение мира характеристиками человека

(объяснение мира по аналогии с человеком).

Элейская школа.

Эта школа ввела важнейшее понятие - бытие.

Парменид характеризовал бытие двумя понятиями: «одно и всё», «едино-целое». Парменид был

противником учения Гераклита. Гераклит считал, что мир изменчив, а Парменид - что мир стабилен и

неизменен. По Гераклиту существуют борющиеся противоположности, с точки зрения Парменида их не

существует.

Парменид считал, что человек воспринимает мир двумя путями: органами чувств и разумом. Органы

чувств говорят человеку, что вокруг него существует множество вещей и движение. Благодаря языку,

человек дает вещам имена. С точки зрения разума и логики это ошибочный взгляд. Если сорвать с бытия ярлыки имен, то оно предстанет перед нами, как одно и все и едино-целое. Не существует никакого множества вещей и движения. Пифагор выделил свойства бытия:

1) бытие вечно и никем не сотворено;

2) бытие целостно, неделимо, однородно;

3) неподвижно и неизменно;

4) совершенно и имеет форму гигантского шара;

5) единственно и его противоположности не существует.

Парменид выдвинул принципы тождества мышления и бытия: «мыслить и быть - это одно и то же». Мысль человека никогда не бывает пустой. Поскольку эта мысль о чем-то, она всегда наполнена бытием. Существует только то, о чем мы можем мыслить и наоборот. Мы не можем представить, что такое небытие, равно как противоположностей вообще.

Зенон попытался доказать, что множественности и движения не существует. Для этого разработал логически трудноразрешимые задачи - апории (движущиеся тела, Ахиллес и черепаха, летящая стрела). Действовал методом от противного. Сначала можно допустить существование множественности и движения, затем логическим путем станет ясно, что их не существует. Зенон является основателем диалектики, как учения о мышлении в противоположных понятиях.

Афинская философия.

На данном этапе к этому цеху относилась атомистика: Левкипп (основатель), Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. Главное понятие - атом. Атомисты были противниками элейской школы. Элеаты: 1) небытия не существует; 2) бытие неделимо; 3) неподвижно. Атомисты: 1) существует в виде пустоты; 2) делимо на множество атомов; 3) атомы движутся в пустоте. Демокрит считал, что, двигаясь в пустоте, атомы сталкиваются, сцепляются и возникают вещи. Любая вещь состоит из атомов и пустоты. Свойства атомов: неделимость; неизменность; атомы отличаются только по форме и величине. Атомы и пустота вечны во времени и бесконечны в пространстве. Вселенная обладает такими же свойствами. Вселенная состоит из множества миров, которые отличаются от нашего. В мире господствует необходимость (жесткий детерминизм). Атомы движутся в пустоте с необходимостью, следовательно, в мире ничего случайного (беспричинного) не бывает. Человек случайным называет то, причин чего не знает. Человек -это микрокосмос, малый мир, подобный микрокосмосу. Человек, как и всё остальное, состоит из атомов и пустоты и подчинен необходимости. Душа человека тоже состоит из атомов. Человек, как часть микропорядка, способен его познать. Органы чувств дают человеку знания о внешних свойствах вещей. Только разумом можно узнать, что всё состоит из атомов и пустоты и подтанено_необходимости. Демокрит попытался объяснить, откуда у человека ощущения, разработа^Гтеррию эманациаХистечения). От любого предмета отрываются его мельчайшие атомные копии «(щйдолщ воздействуют на атомы органов чувств, появляются ощущения, потом мысли. Эпикур :был согласен с учением Демокрита, но считал, что атом мог самопроизвольно менять траекторию движения. Нет полного господства необходимости, существует случайность, человек обладает свободой выбора.

Все философы данного этапа в центр своего внимания поставили природу, мир как целое, поэтому их называют физики, натурфилософы, физиологи, досократики. Все они разграничивали возможности органов чувств и разума, приоритет познания , отдавали разуму.

 

Классический этап

На этом этапе философия развивалась, прежде всего, в Афинах (5-3 век до нашей эры). Софисты: Сократ, Платон, Аристотель. Были учителями красноречия, занимались риторикой, логикой, правилами аргументации. В учении лежат три главных принципа: (дубъективиз^' - мнение любого человека есть истина; а^нрстициз^>- учение о непознаваемости вещей; (этический релятйвйзр?- учение об относительности всех норм морали. Крупнейший представитель софистов -Йротагор. Главная идея -человек есть мера всех вещей. О любом предмете можно высказать два противоположных суждения, каждое из которых является истиной. О вещах мы ничего не можем сказать определённого. Точно так же нет истин и ценностей, общих для всех людей, потому что все они относительны. Доказать можно любую идею и убедить человека в чем-либо. Критерий истины - интерес, польза, выгода конкретного человека. Любое мнение - истина, всякая истина - мнение. Некоторые софисты считали относительными государственные законы и веру в богов. Разрабатывали метод диалектики - это искусство правильно задать вопрос и получить на него ответ.

Сократ. Философы раннего этапа предметом философии считали природу, а Сократ - человека. Именно из-за этого различия философы раннего этапа - досократики. Сократ совершил антропологический переворот в философии. Сократ был самым крупным противником софистов. Различие в том, что по Сократу есть абсолютные истины и ценности, общезначимые для всех (мудрость, справедливость,

 

мужество). Проблема в том, что люди этих ценностей не понимают, поэтому не поступают в соответствии с ними. Человек изначально способен к нравственному поведению, потому что нравственные принципы заложены в душе. Сократ говорил: «познай самого себя и стань им», «я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Мудрецом себя не считал, задачу видел в том, чтобы помочь людям осознать абсолютные истины и ценности. Люди слишком верят в мнения, тогда как_надо полагаться на собственный разум. Разработал учение о поиске истины из двух частей: 1) ^лленктика)--разрушить у человека устоявшиеся мнения, при этом используются два приема: ирония - сомнения в общепринятых истинах; отрицательная диалектика - с помощью вопросов Сократ заставлял собеседника усомниться в его знаниях; 2) щайевтака) (фавевальное искусство) - Сократ подводил собеседника к самостоятельному поиску истины, два приема: индукция, как наведение на мысль (Сократ приводил несколько примеров, а собеседник должен был сделать общий вывод), положительная диалектика - с помощью вопросов Сократ подводил собеседника к определенным выводам. Итог: в конце беседы человек должен был сформулировать понятие о предмете договора. Сократ был сторонником этического рационализма - главной добродетелью является знание. Если человек знает, что такое добро, он не совершит дурных поступков. Все зло идет от незнания. Платон.

Был крупнейшим учеником Сократа. Он является систематизатором древнегреческой философии в двух смыслах: 1) опирался на идеи многих своих предшественников; 2) обобщил проблематику древнегреческой философии. В своем учении рассмотрел все известные на тот момент проблемы философии. Его взгляды включаютв себя: учение о бытии, познании, человеке, морали и красоте, об идеальном государстве, Учение о бытии главная идея - бытие состоит из двух противоположных миров: мира идей и мира вещей7~ Мир идей: состоит из эйтосов (идей); носит сверхъестественный, потусторонний характер; характеризует подлинное, первичное бытие; сущность - идеи нематериальны, вечны, неизменны, прекрасны и совершенны; категории: идеи - это общее и сущность вещей. Мир вещей: состоит из конкретных предметов; характер - наш земной мир; подлинность - неподлинное, вторичное бытие; сущность - материальны, конечны, изменчивы и несовершенны; категории - вещи -это явление и единичное. По Платону любой предмет существует потому, что в мире идей есть идея этого предмета. Предмет - только тень, бледное подобие идеи. Если предмет исчезнет, то идея останется. Мир идей и мир вещей объединяет мировая душа, которая является источником движения в мире вещей. Вещи образуются из материи, она является бесформенной и неопределенной и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по их образу из материи создает вещи. Платон выделял три варианта соотношения идей и вещей: 1) вещи сходны с идеями и возникли в подражание им; 2) идеи присутствуют в вещах, как общее в единичном, сущность в явлении; 3) вещи причастны идеям, как абсолютным образцам. Мир идей организован как пирамида. В основании лежат нравственные идеи, а на самой вершине идея единого (блага).

Утащено человеке . Человек принадлежит обоим мирам: тело относится к миру вещей, душа - к миру идей. Земная жизнь человека - это плен души в темнице, смерть - есть освобождение души из этого плена.

Учение о познании. С помощью органов чувств человек познает мир вещей и приходит к мнению. Разумом познается мир идей и достигается истина. Душа человека является мыслящей и бессмертной. После смерти тела она перемещается в мир идей и познает их, затем вселяется в новое тело. Результат - у человека от рождения в душе заложены все знания. Задача в том, что эти знания нужно вспомнить. Теория познания Платона - теория анамнезиса (припоминания). Душа сама вспоминать не начнет, ее подталкивают органы чувств; вещи похожи на идеи и напоминают душе идею данной вещи. Дальше душа начинает вспоминать самостоятельно, при этом используются два орудия: диалектика и математика. Конечная цель познания - познание идеи единого.

Аристотель.

Занимает в философии особое место. 1) полностью освободил философию от влияния мифологии; 2) разработал категориальный аппарат; 3) разработал логику, как учение о формах и законах мышления.

Учение о бытии. Аристотель был самым великим учеником Платона. Говорил: Платон мне друг, но

истина дороже. Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Возражения: 1) идеи бесполезны для познания сущности вещей и объяснения их бытия; 2) учение об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, а также существование в мире движения; 3) идеи как сущность вещей не могут находиться за их пределами и предшествовать им во времени.

По Аристотелю необходимо преодолеть платоновский разрыв между общим и единичным, сущностью и явлением. Общее нужно искать в единичном, сущность в явлении. Аристотель предложил понятие субстанции - самобытное, самостоятельное бытие, существующее в себе самом, но не в чем-то ином.

 

Реально только единичное, т е. любой предмет субстанциален, если содержит в себе самом свою сущность. Считал, что сущность любой вещи объясняют 4 причины: 1) форма - то, благодаря чему возникает вещь; 2) материя - то, из чего возникает вещь; 3) движение - как; 4)цель - для чего. Форма -первая сущность, основа бытия вещи, активна, вечна, представляет собой общее, однако реально только единичное, следовательно, форма не может быть субстанцией и существует сама по себе. Чтобы форма стала формой конкретного предмета необходимо, чтобы к ней присоединилось что-то еще. К форме присоединяется материя. Любой предмет - это единство формы и материи. Свойства материи -пассивность, бесформенность, неопределенность, материя - только возможность бытия, но не действительность. Движение - процесс перехода от возможного к действительному, никогда не бывает бесцельным. Аристотель целевое содержание движения обозначил понятием ^нтёлёхи^. Цель предмета существует уже до того, как появился сам предмет, но в виде возможности. Когда предмет возникает, цель предмета превращается из возможной в действительную. По Аристотелю эти причины не могут действовать сами собой: наивысшей реальностью является перводвигатель (Бог) - это наивысшая чистая форма, лишенная материи, источник любого движения, источник целей для всего существующего. Создавая мир, перводвигатель стремился 1) реализовать заложенные в материи возможности; 2) создать гармоничный мир, в котором у всего существующего будет свое место и роль. По Аристотелю в основе бытия лежат два вечных начала: материя и перводвигатель. Бытие - иерархия уровней: нижний уровень -материя, высший - перводвигатель, между ними располагаются живая и неживая природа, человек и общество.