Цели музыкальной пропаганды
Выводы
В большинстве случаев деятельность музыканта требует коллективных усилий, а поведение человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного участия в ансамбле или оркестре каждый музыкант, по-видимому, должен обладать определенной долей конформизма, которая вместе с опытом перерастает в умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Любой коллектив в ходе своего развития проходит ряд стадий развития, и сплоченный коллектив музыкантов отличает единство во мнениях, взглядах и установках. В таком коллективе человек чувствует себя уютно и получает наибольшие возможности для развития своей личности. Одним из лучших методов развития коллектива является групповая дискуссия по важнейшим делам и стоящим перед ним целям.
Дирижер, встающий за пульт оркестра, может придерживаться разных способов общения с коллективом. Демократический стиль общения говорит о высокой нравственной культуре данного дирижера. В процессе дирижирования предпочтительнее делать замечания в косвенном виде, не задевая самолюбия оркестрантов и хористов. Умелым руководством, с учетом всех психологических нюансов, дирижер может быть поднят ими на такую высоту художественных достижений, на которую он не может рассчитывать при попустительском или авторитарном способе руководства. Важнейшим условием такого достижения является любовь оркестрантов и хористов к своему искусству, с одной стороны, и любовь к своему дирижеру и художественному руководителю — с другой.
Психология музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности
Важным аспектом музыкальной психологии является психология музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности. В задачи музыкальной критики входит не только адекватная эстетическая оценка того или иного музыкального произведения, нахождение в нем исторических связей и параллелей, но и правильное убеждение слушателя в правоте своего квалифицированного мнения, а также в том, что он должен потратить свои духовные силы на восприятие и понимание данного произведения, с тем чтобы стать более развитым в личностном плане. Это невозможно без использования музыковедами знаний в области психологии пропагандистского воздействия, методов структурирования и подачи информационного сообщения в данной конкретной аудитории.
Принципы и методы ведения музыкальной пропаганды
Старинная легенда о гамельнском крысолове, за звуками дудочки которого пошли и ушли насовсем дети незабвенного города, в наше время наполняется новым смыслом. В самом деле, то, за какой музыкой пойдут молодые поколения, во многом определит не только музыкальную, но и всю духовную культуру общества XXI в.
Одной из парадоксальных ситуаций, сложившейся к настоящему времени в области музыкальной жизни, является то, что, с одной стороны, мы имеем большую армию высокообразованных музыкантов, готовых предложить своим слушателям массу музыкальных впечатлений самого высокого уровня, а с другой стороны большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого, мягко говоря, художественного качества. Помочь в разрешении этого противоречия призвана музыкальная пропаганда, нацеленная на формирование музыкальной культуры личности и донесение общественного духовного достояния до каждого отдельно взятого человека.
Когда заходит разговор о деятельности музыканта-пропагандиста, возникает законный вопрос: а в чем отличие этого вида деятельности от традиционного музыкального просветительства? Ведь музыкальная пропаганда и музыкальное просвещение преследуют одни и те же цели? Отличие здесь будет состоять в том, что традиционное музыкальное просветительство имеет дело с такими слушателями, которые сами тянутся к музыке, подобно тому, как любое растение естественно тянется к солнечному свету. Здесь не требуется особых ухищрений социологии, психологии, логики, чтобы убедить аудиторию в важности и нужности усвоения музыкальной культуры. Пропаганда же вступает в силу там, где имеются стойкие предубеждения относительно предлагаемых знаний, где слушатели со страхом и недоверием воспринимают то, что противоречит их жизненному опыту, системе сложившихся убеждений и ценностных ориентаций. Знания, не согласующиеся с привычными представлениями, вызывают у многих людей массу неприятных переживаний, от которых можно избавиться, отвергнув предлагаемую информацию. Нынешняя ситуация в нашей музыкальной жизни именно такова — отвержение высот музыкальной культуры, для освоения которых необходимы определенные духовные усилия, отчего многие наши соотечественники отвыкли в годы застоя общественной жизни. Из-за этого многие музыкальные таланты оказываются невостребованными, и музыканты вынуждены уезжать за границу, не находя аудитории, заинтересованной в высокой музыкальной культуре. Активизация духовного роста, преодоление недоверия к важности и необходимости серьезной музыки в общественной жизни — вот благодарное поле деятельности для музыканта-пропагандиста.
Надо отметить, что подобная деятельность представляет собой совершенно самостоятельную область музыкального знания, которая несводима к совокупности умений, знаний и навыков, получаемых музыкантами в нынешней системе академического образования. Можно быть прекрасным музыкантом-солистом или педагогом, или теоретиком и даже музыковедом, но при этом совершенно не уметь достаточно эффективно проводить музыкально-пропагандистскую работу. Ее слагаемые, помимо специальных музыкальных знаний, — навыки ораторского искусства, знание психологических особенностей слушательских аудиторий различных типов, умение использовать в своей работе научно обоснованные приемы, способствующие достижению цели — воспитанию у широких слушательских аудиторий любви к музыке.
Одна из основных заповедей пропагандистской деятельности — стремление приносить благо и добро тем, к кому пропагандист обращается. Еще Квинтилиан — знаменитый учитель риторики в Римской империи — считал, что совершенный оратор, прежде всего, обязан быть добрым человеком, пекущемся о счастье своих сограждан. Ведущее значение в классической концепции риторики принадлежит этосу, который Аристотель рассматривал как концепцию доверия и раскрытия истины во имя блага аудитории. Очень важным здесь является оптимистическая установка музыканта-пропагандиста на возможности слушательской аудитории, а также свои собственные возможности нести людям свет знаний и добра. Именно в этом случае слушатели начинают проявлять свои способности в полной мере и осуществлять свой собственный личностный рост.
Но успех работы пропагандиста зависит и от исходных, начальных потребностей аудитории в той или иной истине. Как гласит восточная пословица, ученик должен быть готов для своего учителя.
С точки зрения обыденного сознания можно было бы предполагать, что чем меньше человек знает о каком-либо предмете, то больше он будет стремиться узнать о нем. Однако специальные исследования показали, что дело обстоит далеко не так. Потребность в разъяснении того или иного вопроса у наименее подготовленных слушателей не растет, а падает, и чем меньше человек знает о каком-либо явлении, тем меньше он о нем хочет знать.
Большинство людей чаще всего хорошо принимают только те сведения, которые согласуются с их установками, усвоенными в ходе предшествующего опыта жизни. Хорошо известно, что лекции о вреде курения и потребления алкоголя, равно как и статьи, передачи по радио и телевидению на эту тему, находят наибольший отклик именно у некурящих и непьющих, и только незначительная часть подобной информации доходит до тех, для кого она, собственно, и предназначается. Аналогичная картина наблюдалась и в настоящее время, например, в отношении известной воскресной образовательной передачи «Музыкальные вечера для юношества». По данным проводимых автором этих строк опросов, передача положительно оценивалась взрослыми — родителями и учителями, и достаточно индифферентно многими старшеклассниками и подростками, т. е. именно теми, кому она непосредственно адресовалась.
Какими же могут быть конкретные приемы и методы, с помощью которых можно было бы пробуждать у потенциальных слушателей интерес и любовь к музыке?