Психология музыкальных способностей

Выводы

Проявление музыкального дарования зависит не только от учителей, которые его воспитывают, и не

только от природных задатков чисто музыкальных способностей. Многое оказывается связанным и с психодинамическими характеристиками личности, фундамент которых составляют врожденные свой­ства нервной системы. Классические типы темпера­мента разделяют всех людей на четыре большие груп­пы, но в чистом виде эти типы встречаются довольно редко и существует большое количество взаимопере­ходов и взаимовлияний одних типов на другие. Более тонкую классификацию предложили К. Леонгард и Н. Шмишек, чьи выводы сделаны на основе клиничес­ких исследований и наблюдений. Характер того или иного композитора неминуемо проявляется и выра­жается в его музыке.

 

Большой проблемой для нынешней музыкальной педагогики является вопрос о раннем различении и развитии музыкальных способностей.Диагностика их в настоящее время в основном идет по линии провер­ки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма. И здесь мы имеем разработан­ные специально тесты, которые позволяют выделить из начинающих обучаться детей таких, которые пока­зывают высокий уровень развития природных задатков. Проверяя музыкальные данные ребенка, мы го­ворим о его задатках потому, что соответствующие способности в полном смысле этого слова могут про­явиться только после какого-то определенного перио­да обучения. Но оказывается, для того чтобы стать хорошим музыкантом, мало иметь только хорошие ис­ходные природные данные. Не меньшее значение, а может быть, и даже большее здесь приобретает нали­чие особых свойств характера, которые ведут музы­канта к успеху на жизненном пути. Помимо чисто му­зыкальных способностей при выборе музыкальной профессии надо учитывать и склад характера, и осо­бенности мыслительной деятельности. Если вы люби­те уединение и общение с книгой, вам вряд ли придут­ся по нраву публичные выступления на сцене. А если вы любите красоваться на людях и производить впе­чатление успехами своей персоны, вам вряд ли по­нравится часами просиживать в библиотеке, изучая исторические фолианты. Если человек, даже обладая хорошими музыкальными способностями, пойдет против своего характера, то вряд ли из этого получит­ся что-либо хорошее. Музыкальная психология может помочь человеку найти себя, порекомендовав ему, исходя из его психологических особенностей, соответ­ствующий тип музыкальной деятельности.

Важным разделом музыкальной психологии явля­ется психология музыкального обучения и воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии тесно связана с музыкальной педагогикой, которая, исходя из реко­мендации психологии, находит наиболее точные ме­тоды работы с учеником. Например, развитие точных и координированных движений у музыканта-инстру­менталиста может быть достигнуто только при опоре на знания в области психологии движения. Успех пе­дагога в развитии у своих учеников памяти сильно воз­растает после использования специальных знаний по психологии (например, после логической структури­зации материала).

Рассматриваемая ветвь музыкальной психологии помогает учителю музыки найти правильный стиль взаимоотношений с учениками, равно как и дириже­ру хора и оркестра с оркестрантами и хористами. По­скольку многие виды музыкальной деятельности являются коллективными, то знание психологических принципов организации коллективной деятельности представляются совершенно необходимыми. Известно много случаев, когда музыканты оркестра в буквальном смысле губили того дирижера, который им не понра­вился и которому не удалось найти с ними необходи­мый творческий контакт. Психология управления му­зыкальным коллективом поэтому становится одной из важных составных частей подготовки дирижеров и ор­кестрантов.