Этапы становления коллектива

Выводы

Музыка, как и многие другие виды искусства, име­ющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помо­щи учителя. Часто отношение к предмету опосредует­ся отношением к учителю, поэтому от последнего тре­буется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями боль­шое значение имеют коммуникативные способности. Как и многие другие, эти способности можно разви­вать и совершенствовать, если музыкант решил специ­ализироваться в педагогической деятельности. Демок­ратические приемы и способы руководства (уважение личности учащегося) наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный психологический климат для ее развития.

Транзактный анализ взаимоотношений, предложен­ный Э. Берном, хорошо объясняет причины возможных конфликтов и непонимания, которые могут возникнуть во взаимоотношениях учителя с учеником. Прежде чем приступать к работе по формированию личности сво­его ученика, учитель должен уметь хорошо разобрать­ся в своей собственной. Особо внимание учитель дол­жен уделять формированию мотивации обучения, потому что личностный и профессиональный рост ока зывается напрямую связанным с этой психологической величиной. Предоставление учащимся необходимой свободы, переход к групповым видам деятельности, насыщение обучения личностью значимой информаци­ей — все это положительно сказывается на мотивации обучения. Сам учитель, как показывает опыт лучших отечественных и зарубежных музыкантов, должен по­стоянно пополнять свой багаж знаний, чтобы ему все­гда было что сказать и передать своему ученику. Беско­рыстная любовь и забота о нравственных качествах своих воспитанников дополняет этот психологический портрет учителя музыки.

Музыкальный коллектив и его руководитель

Знаменитый актер и режиссер немого кино Чарли Чаплин в своей книге «Моя автобиография» так выра­зил свое отношение к музыкантам, играющим в орке­стре: «Если бы меня спросили, в каком мужском об­ществе я предпочел бы вращаться, наверное, я выбрал бы людей своей профессии. Однако Дуглас Фербенкс был единственным актером, который стал мне близ­ким другом. Встречаясь на голливудских приемах со звездами, я стал относиться к ним скептически — может быть попросту нас было там слишком много. И атмосфера там бывала не столько дружеской, сколь­ко вызывающей на соревнование; стремясь привлечь к себе внимание, человек шел, словно сквозь строй, подвергаясь язвительной критике. Нет, звезды среди звезд дают мало света и еще меньше тепла.

Писатели — милые люди, но они не из тех, кто охотно что-то дают другим. Они не любят делиться тем, что знают сами. Большей частью они прячут свое бо­гатство в переплеты своих книг. Ученые могли бы стать чудесными друзьями, но одно их появление в гости­ной парализует все ваши мысли. Художники обычно ужасно скучны — большинство из них стремится вас уверить, что они больше философы, чем художники. Поэты, несомненно, являются существами высшего класса — они приятны, терпимы и прекрасные това­рищи. Но мне кажется, все-таки, что легче всего дру­жить с музыкантами. По-моему, нет ничего теплее и трогательнее зрелища симфонического оркестра. Ро­мантический свет пюпитров, настройка инструмен­тов и внезапная тишина при появлении дирижера словно утверждают общественный, основанный на тесном сотрудничестве характер их искусства».

Исполнение музыкального произведения коллек­тивом музыкантов действительно требует огромного взаимопонимания и умения подчинять свои действия единой воле дирижера, отвечающего за конечный ре­зультат усилий многих музыкантов.

Воспитание сплоченного музыкального коллекти­ва — это задача, которая встает перед многими дири­жерами хоров и оркестров; решение этой задачи по­мимо чисто музыкальных проблем включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономер­ностями общения людей друг с другом.

С точки зрения психологии коллектив есть груп­па людей, объединяющих свои усилия для выполне­ния общественно-полезной деятельности. До того, как группа достигнет высокой стадии развития, име­нуемой коллективом, она проходит ряд этапов. Так, различают:

5. диффузную группу, в которой отношения людей не связаны содержанием общей деятельности. Тако­вой группой могут стать жильцы многоквартирно­го дома или пассажиры пригородной электрички;

6. ассоциацию — группу, в которой межличностные отношения связаны с общей деятельностью, но эти отношения не проникают в глубь личности. Таковы клубы любителей по интересам, болель­щики одной спортивной команды, школьники од­ной школы;

7. корпорацию — группу, в которой члены тесно объединены друг с другом, однако деятельность преследует узкокорпоративные цели, имеющие антиобщественную направленность.

Попадая в общество других людей, человек может довольно значительно менять свое поведение. Еще М. Бехтерев установил, что коллектив может дей­ствовать на людей трояко: либо он будет усиливать личность и увеличивать ее возможности, либо она останется безразличной к коллективу, либо коллектив выступит в роли тормоза для проявлений потенций личности.Каков будет результат взаимодействия, за­висит от исходных установок как коллектива, так и личности. Если мысли и чувства индивида идут в на­правлении основных дел коллектива, то попавший в нее индивид будет и острее чувствовать и глубже мыслить; если же установки индивида будут идти враз­рез с коллективом, то последний будет оказывать тор­мозящее действие на индивида.