Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

Каждый музыкант за время своей карьеры накапли­вает определенный опыт как успешных, так и неуспеш­ных выступлений. Для выяснения причин неудачных выступлений полезно ведение дневника, в котором фиксируются причины, приведшие к тому или иному результату.Образец в этом плане — Николай Метнер, рабочие книжки которого могут дать молодому музыкан­ту много поучительного для самостоятельной работы.

Поддержание организма в хорошей физической форме требует выполнения каждодневной нормы фи­зических упражнений, о чем сказано в разделе о ре­жиме работы и психогигиене музыканта.

Эмоциональный компонент оптимального концер­тного состояния. Складывается из ощущений эмоци­онального подъема, радостного предвкушения пред­стоящего выступления, желания играть для других людей и приносить им своим искусством радость. Такого состояния легче добиваться исполнителям экстравертного плана по сравнению с интровертами, но и у последних эмоциональное состояние может быть оптимизировано. Одним из важнейших показателей оптимального эмоционального состояния перед выс­туплением на сцене может служить частота сердечных сокращений, которую каждый музыкант должен най­ти у себя во время удачных и неудачных выступлений. Согласно самоотчетам музыкантов различных специ­альностей, оптимальная частота пульса у большинства студентов перед зачетом или экзаменом равнялась 75 — 80 ударам. Пользуясь методом психоэмоциональ­ной регуляции, можно как понижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, кото­рые для данного музыканта оптимальны.

Мыслительный (когнитивный) компонент опти­мального концертного состояния. Складывается из яс­ности и быстроты мышления, способности четко пред­ставлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Перевод програм­мы умственных представлений, содержащихся в созна­нии, в технический аппарат музыканта осуществляет­ся при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую дея­тельность внимания все психические процессы — мыш­ление, память, воображение. Волевое сосредоточение

внимания позволяет музыканту перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предва­рительной работы, во внешний план, т. е. показать свою работу слушателям. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте — такой же важный компонент оптимального концертно­го состояния, как и поддержание физической формы и умение регулировать частоту сердечных сокращений. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки музыканта-исполнителя. Сосредоточение в момент ис­полнения только на том, что ты в данный момент игра­ешь — задача практически неразрешимая для невни­мательного человека. Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам. «Непро­извольно возникающая мысль, — писал Ганди, — есть болезнь ума. Обуздание ее означает обуздание ума, что еще труднее, чем обуздание ветра».