Оптимальное концертное состояние

Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, музыканту необхо­димо быть в состоянии оптимальной концертной го­товности. Оптимальное концертное состояние по сво­им психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное боевое со­стояние. И поэтому будет логично рассматривать по­добное состояние, как и в спорте, по трем важней­шим параметрам — физическому, эмоциональному и умственному.

При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, т.к. чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формиро­вать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоцио­нальному состоянию во время публичного выступле­ния, положительно сказывается на протекании ум­ственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.

Не секрет, что многие известные исполнители мог­ли выходить на сцену и при плохом физическом само­чувствии и тем не менее выступать очень хорошо. Современники отмечали такие силы и возможности у Рахманинова, Гилельса, Караяна. Более того, выходя на эстраду, эти исполнители в физическом плане на­чинали себя чувствовать лучше. Концертный стресс активизировал защитные силы организма, и музыкан­та отпускали его недуги. Но для молодых исполните­лей, продирающихся через частоколы экзаменов и от­борочных прослушиваний, поддержание хорошей физической формы является немаловажным фактором роста профессионального мастерства.

При хорошем самочувствии и готовности исполни­тельского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, ко­торые характеризуются особым ощущением клавиа­туры, смычка, грифа, мундштука. Пианисты говорят о «легких» пальцах, скрипачи — о «полетных» руках, духовики — о «послушности» амбушюра. Рекоменду­ется эти ощущения запоминать, записывать, прогова­ривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгры­вании перед выступлением.