НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Выводы

Вероятно, главной отличительной чертой лично­сти музыканта является неудержимое стремление перелить свои переживания и впечатления в звуки музыки, выразить свое существо на языке невер­бальной коммуникации. Присущее представителям этой профессии свойство музыкальности включает в себя, согласно Б.М. Теплову, такие специальные способности, как возможность произвольно опери­ровать музыкально-слуховыми представлениями, чувство музыкального ритма и, самое главное, спо­собность чувствовать эмоциональную выразитель­ность звуковысотного движения.

Хотя все означенные способности имеют большое значение для профессиональной деятельности музы­канта, они не смогут проявиться в полной мере, если личности музыканта не будут присущи такие качества, как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Большие музыканты никогда специально не гонялись и не гоняются за материальным успехом. Их мотива­ция творчества лежит не во внешних условиях благо­получия, а во внутренних побуждениях к творчеству. Часто именно творчество оказывалось для многих му­зыкантов той силой, которая помогала им жить в са­мых неблагоприятных условиях.

Общественное предназначенье музыканта, с точ­ки зрения выдающихся исполнителей и композито­ров, связано не с увеселением и развлечением широ­кой публики, хотя никто из больших художников и не отрицает этой возможности, а с улучшением об­щественных нравов и совершенствованием духовно­го облика людей.

I. Психология музыкально-исполнительской деятель­ности изучает и дает рекомендации в области адекват­ной передачи композиторского замысла в конкретном воплощении инструменталиста, дирижера, вокалиста. Здесь во весь рост встает проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения. Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стре­мится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя стано­вятся его собственными. В отличие от актеров музы­канты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии.Поэтому здесь возникает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении при­емов актерской психотехники, основы которой разра­ботал К.С. Станиславский. Сюда же относится и зада­ча собственно психологической подготовки музыканта к выступлению, принципы преодоления им излишне­го эстрадного волнения, которое и сегодня причиняет много страданий начинающим свой путь профессио­нальным музыкантам.