Особенности личности музыканта

Изучая особенности личности мастеров искусст­ва, — будь то музыкант, актер, артист балета или ху­дожник, — нельзя не заметить, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это — Та­лант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требователь­ность. Как правило, большинство выдающихся мастеров обладают не только выдающимися специальными способ­ностями, но и целым рядом других, которые говорят о раз­носторонности их дарования. В начале XX в. английский психолог Спирмен выдвинул двухфакторную теорию интеллекта, основанную на предположении о существова­нии фактора общей одаренности и фактора специаль­ных способностей. Очень часто эти два фактора оказы­ваются связанными — чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявля­ются способности и к другим видам деятельности.

Если говорить о собственно музыкальных способ­ностях, то здесь выдающиеся музыканты показывали уровень достижений несоизмеримо более высокий по сравнению с уровнем рядовых музыкантов. Ярче все­го феномен музыкальной одаренности проявляется в музыкальной памяти. Юный Моцарт, прослушав в Ватикане всего два раза сложное хоровое сочинение («Мизерере» итальянского композитора Грегорио Ал­легри), через два дня вручил написанную по памяти рукопись этого произведения папе — главе Римской католической церкви.

Знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини почти весь свой репертуар дирижировал наи­зусть. При этом он помнил произведения, выученные им несколько десятков лет назад. Ференц Лист мог вы­учить сложное произведение по пути на концерт, сидя в дилижансе и внимательно изучая это произведение глазами. Подобных примеров можно было бы приве­сти еще множество. Главный показатель музыкальной одаренности — способность добиваться наивысших результатов за короткий отрезок времени и затем дол­го сохранять в сознании однажды уже достигнутый результат, воспроизводя его, когда надо, во всем блес­ке и совершенстве.

Но больших музыкантов отличает не только это. Большинству из них свойственна огромная заинтере­сованность во всем том, что происходит в окружаю­щем их мире. Этот интерес сопровождается неустан­ным самообразованием, внутренне присущим великим людям стремлением к совершенству. Молодой Лист пишет своему другу в письме: «Вот уже 15 дней мой ум и мои пальцы работают как проклятые. Гомер, Библия, Платон, Локк, Байрон, Гюго, Ламартин, Ша- тобриан, Бетховен, Бах, Гуммель, Моцарт, Вебер — все вокруг меня. Я изучаю их, размышляю над ними, гло­таю их с увлечением... Ах! Если не сойду с ума, ты найдешь во мне опять художника».

Универсализм великих музыкантов, их стремление охватить как можно больший круг явлений в своем твор­честве — вещь весьма распространенная. Так, универ­сальностью был наделен И.С. Бах: он был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики. Конструировал инструменты, дос­конально знал технику строительства органов.

Довольно распространен среди больших музыкан­тов и литературный талант. Яркие литературные эссе и музыковедческие исследования принадлежат перу Листа, Шумана, Вагнера, Серова, в которых образ­ность изложения великолепно сочетается с тонкостью анализа художественных впечатлений. Эпистолярное наследие Чайковского, Глинки, Шопена, Берлиоза так­же говорит о проявлении у них этого вида таланта.