Признаки музыкальности
В самом общем виде цели и задачи музыкального искусства в обществе сводятся к содействию его гуманизации и участию в эстетическом наполнении общественной жизни. Музыкальная психология позволяет специалистам делать это с наибольшим эффектом.
Личность музыканта_________________________________________
Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Прежде чем ответить на эти вопросы, мне хотелось бы привести слова известной песенки Булата Окуджавы «Музыкант», в которой ответы на эти вопросы даны в поэтической форме и в то же время очень глубоко и содержательно.
Музыкант играл на скрипке, Я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал — Я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки — Я надеялся понять — Как умеют эти руки Эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки, Из каких-то грубых жил, Из какой-то там фантазии, Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу К нам проникнуть и поджечь, А чего же с ней церемониться — Чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки Наставляет нас на путь И вселяет в нас надежды, Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый К угловатому плечу, По чьему благословенью Я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, Пальцы злы, смычок остер.
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер,
А душа — уж это точно —
Ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее
И праведней она.
Наставить на путь и вселить надежду, обжечь душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее — вот что люди ждут от музыкантов и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки — от Баха и Палестрины, а лучше — от Апполона и Орфея до Бернстайна и Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты — и композиторы, и исполнители — стремились решать именно эти задачи.
Было бы, наверное, банальностью и тавтологией утверждение, что сущностью музыканта является его музыкальность. Под этим термином мы будем понимать способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. «Меня волнует все, что происходит на белом свете, — политика, литература, люди, — писал о себе Р. Шуман, — обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке».
Стремление переводить каждое жизненное явление на язык звуков, которое отмечал в своем характере этот великий немецкий музыкант, было присуще не только ему, но всем музыкантам, внесшим сколько- нибудь значительный вклад в историю культуры.
Подобное восприятие жизни всегда связано с наличием у человека специфических способностей. Как было установлено Б.М. Тепловым, это — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения: способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями; способность чувствовать эмоциональную выразитель ность музыкального ритма и точно воспроизводить последний.
Обычно, говоря о наличии музыкальности у того или иного человека, мы одновременно подразумеваем наличие у него и музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различением звуков по высоте. Однако известны случаи, когда острое слуховое восприятие оказывается не связанным с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Так, Стендаль в книге «Жизнь Россини» описывает двух любителей музыки. Один из них, военный экспедитор, обладал совершенным любопытным слухом и мог называть такт за тактом ноты, издаваемые инструментом в оркестре или шарманкой на улице, записать нотами арию, которую только что пропели. И в то же время этот человек проявлял фантастическое равнодушие к музыке. Если ему посылали билеты одновременно в оперу и в театр, он всегда выбирал театр. «Звуки для него только шум, — пишет Стендаль — музыка — язык прекрасно слышимый им, но не имеющий никакого смысла». «Мне кажется, — пишет далее автор жизнеописания Россини, — что музыка не доставляет ему никакого удовольствия, кроме того, что дает упражнение его таланту определения звуков; это искусство не говорит решительно ничего его душе».
В противоположность этому военному экспедитору другой меломан, некий граф Ч., не мог пропеть четыре ноты подряд без того, чтобы не сфальшивить ужасающим образом. Но при таком фальшивом пении граф любил музыку со страстью, исключительной даже в Италии.
В этих двух описаниях один персонаж имеет тонкий слух, но не обладает эмоциональной отзывчивостью на музыку, другой — при плохом музыкальном слухе безмерно любит ее. Стендаль отдает предпочтение второму герою, и в этом есть, на наш взгляд, глубокий смысл, ибо если звуки музыки не говорят нам ничего, то внимание к ним было бы пустой тратой времени.