Роман Тургенева «Накануне». Проблематика и поэтика. Добролюбов о романе.

Роман возникает в одно время с «Обломовым». Но разница между ними большая. Тургенев отталкивается от традиций творчества Гончарова, пытаясь показать, что Россия находится не в таком бедственном положении. Искания русских женщин (у Гончарова – смутно), сознательное желание не ограничивать себя домашними делами, желание быть полезной обществу – веяние нового времени.

«Гамлет и Дон Кихот» - статья. В истории человечества в разные исторические периоды реализуются 2 общественных типа: Гамлеты (глубоко чувствуют несовершенства жизни, воздействуют на других людей) которые при все своем уме – мало способны на действия, это просветили; и Дон Кихоты, для которых не важно каков окружающий мир, они хотят действенно служить своей мечте.

Эпоха Гамлетов прошла, Россия ждет борцов. Образ Насырова. Действие отнесено к периоду до крымской войны.

У матери Тургенева было имение в Орловской губернии, Тургенев ездил туда отдыхать. Рядом жил помещик, который влюблен в девушку, но на время к нему приезжает Катронов (скрывается). Невеста влюбляется в Катранова, бросила дом и уехала с ним. Помещик оставил тургеневу свои дневники, позже выяснилось, что он умер.

Роль первой сцены романа. Шубин и Персенин – два друга, возникает дружеский спор, который касается трех вопросов:

1) Что такое счастье? Понятие разделенной любви. Это эгоистичное чувство, которое замыкает влюбленных в круге собственных переживаний, делает их равнодушными к окружающему миру. Личное счастье – высшее проявление эгоизма. Есть ли такое счастье, которое можно разделить со всеми. Чтоб оно соединяло людей?

2) Потенциалы человеческой личности. Важен ли фактор наследственности, или многое зависит от его устремлений? Елена – пример, в ней много от отца:решимость, энергия; от матери – умение сопереживать, тонко чувствовать. Но она ни на кого не похожа.

3) Влияние природы на человеческую жизнь.

Шубин? Природа – эталон гармонии, напоминает о счастье. О тайнах мироздания, человек подвластен необъяснимым законам мироздания.

Эти три проблемы подготавливают появление Инсарова (Рудин), он не поражает ни интеллектом, ни особой талантливостью, но он достигает много работоспособностью, как и Базаров мог назвать себя ломанным. Стремление служить Родине возвышает его над окружающими. Елена не случайно увлекается им. Рассказ о детстве Елены, ее дневник. В детстве возникает сострадание к живому существу. Серьезным этапом в ее становлении стала ее дружба с крестьянской девушкой – сироткой. Она поняла всю несправедливость к крестьянам. Но сделать она смогла немногое. Она обращает внимание на Персенина, ученого. Ее интересует наука как поиск ответа на возникающие вопросы. Но общения с ним ей мало. Его интересует прошлое, а ее – злободневные вопросы. Персенев – не преобразователь. С появлением Инсарова, внимание Елены приковано к нему.

Инсаров дается в восприятии других лиц? Персенев понимает, что Инсаров №1 по отношению к нему Елены. Нет борьбы, соперничества. Персенев считает. Что он может помочь ей сблизиться с Инсаровым.

Друг Персенева – Шубин относится к Инсарову немного иначе. Образ Шубина необычен. Прием противоречия между кажущимся и реальным. В поместье все считают его ветреным юношей, к его обидам никто всерьез не относится. Он рано остался без родителей, дорогу в жизни пробить невозможно без покровительства. Мать Елены приютила его, это несчастливая женщина, ищет в жизни отдушины, хочет, чтобы ее забавляли. Шубин усвоил положение человека, который должен ее забавлять. Он не может отказаться от покровительства, так как это поможет осуществить его мечту. Он скульптур и талантлив. Анна Васильевна снабжает его деньгами, ругает за нежелание заниматься в Академии. Шубин – человек нового времени, хочет изображать обычного человека, он учится у самой природы, лепит крестьян и крестьянок. Он едет на Украину. Шубин очень чуткий, первый замечает перемену настроения Елены. Шубин по - своему оценил Инсарова, как художник.

Любовь для него не существует, нет тонкого лиризма.

Инсаров из знатного рода, из Болгарии. Там основа их единения – свобода из под турецкого правления. Отсюда 2 скульптурных портрета Шубина:

- бюст Инсарова романтизирован

- сатиры. Инсаров в виде барашка, готового для боя. Ограниченность интеллекта, отсутствие духовной поэтичности. Но Инсаров ближе к народу.

Сцена, которая обратила особое внимание Елены на Инсарова и показала, чем он обратил внимание русских дворян. Сцена в Царицыно – главная в романе. Даже на вечно слезливую Анну Васильевну село произвело радостное впечатление. Они решили спеть русскую народную песню, но до конца никто не знал ни одной песни. Гребцам было смешно. Немка Зоя спасает положение, поет иностранный романс, который приводит в восхищение пьяных немцев. На берегу немцы начинают приставать. Инстранцы в России чувствуют себя как дома. Шубин и Персенев уговаривают их, но Инсаров решается им противостоять. Внимание Елены к Инсарову, Шубин – для нее домашний шутник, а он по настоящему влюблен в нее, но понимает, что ничего не сможет ей дать, ни в материальном, ни в духовном плане. Он оказывается ей другом, усмиряет разъяренного главу семейства, когда Елена тайно венчается с Инсаровым.

Тема любви переплетается с темой общественной борьбы в Болгарии. В судьбе Елены любовь и революция слились воедино. Рассказывая о ее судьбе, автор поднимает и вопрос о счастье. Человек, идя к своему счастью, приносит несчастья другим. Но это наказуемо. Когда Елена и Инсаров в Италии, чтобы тайком переправиться в Болгарии, меняется даже Инсаров. Вместе с любовью в нем пробуждается интерес к искусству, но возникают в романе детали, которые словно предваряют драматическую развязку. Говорится о Венеции: На побережье высаживают деревца, но они гибнут? «чахоточные деревца». В Италии у Инсарова пробуждается болезнь, но он не придает ей значения. Тема тайного предсказания. Дождь, гроза, заставшие Елену во время поисков Инсарова. Встреча с нищенкой. Единственная вещь – батистовый кружевной платочек, который дарит ей Елена, но нищенка богаче ее духовно. Ей дан дар предвидения. Вместе с платочком она уносит слезы Елены. И заходит в эту часовню Инсаров, где и происходят их объяснения и клятвы, клятвы перед Богом. Эта сцена дала задуматься Елене, что есть высшая воля.

Когда они в Италии. Сцена в опере «Травиата Верди». Выдуманный сюжет, но финал необычный. Близкий мотив:его родители против, но героиня смертельно больна. В начале романа неправдопобие смешило Инсарова и Елену, актриса играет плохо. В финале же ее игра искренняя, захватывающая, они словно слышат голос судьбы, в темноте ищут руки друг друга. Болезнь Инсарова серьезная. 2 сцены:гадания Елены и сон. Она не хочет верить в трагический финал судьбы, она видит летящую чайку. Если она полетит к окну – Инсаров выздоровеет, к морю – умрет. Чайка улетела к морю. Она гонит плохие мысли, но задумывается, болезнь Инсарова – наказание. Но за что? Елена не знала, что счастье каждого основано на несчастье другого, она вспомнила лишь покинутую мать, но не вспомнила Берсенева, давая ему ложную надежду, Шубина, которого она обижала, считала недостойным своего внимания.

Сон: Инсаров очень далеко, заточен в маленькой комнатке, Елена едет к нему по заснеженной дороге, рядом с ней девушка Катя. Радостное время в Царицыно, но пруд превращается в океан, она одна среди чужих в лодке, которая тонет, и Инсаров зовет ее. Он на самом деле звал ее.

Инсаров погибает, не дождавшись друзей, но Елена не хочет возвращаться на Родину. На этом сведений о Елене не было. Беспокойный отец выехал в Италию, но ничего не узнал. Болгары вдели женщину в черном, но неизвестно, что это Елена.

Символика сна на народном толковании говорит о другом: коморка – гроб, снег – симв. Савана. Сопровождение умершей Кати уводит в мир потусторонний. Картина предстоящей гибели? Буря опрокидывает лодку. У берегов Италии разразилась буря. После нее нашли на берегу гроб с неизвестной, тогда Елена погибла.

Самый конец романа – размышления Шубина. Он в Италии. Поехал вслед за отцом Елены искать ее следы. В искусстве он преуспел, выставил свою работу, которую чуть не купил один богач. Шубин не мог схватить сущности Елены , ее лицо каждыйь новое. в Елене бурное внутреннее становление. Меняется взгляд, внешний вид. И в Италии по памяти смог сделать ее портрет. Вакханка в русской литературе символ одержимости. Большая одержимость идей.

«Новь»

Новое движение, общественное течение со своими задачами. В эпиграфе: «новь нужно пахать глубоко… плугом, а не поверхностно скользящей сохой». Народ – непаханая целина.

Прототип Нежданова был человеком, хорошо знакомым Тургеневу, с которым он познакомился заграницей – Топоров.

Когда Тургенев приехал в Санкт – Петербург, он заболел. Однажды к нему пришел молодой человек, бесцеремонно расспрашивал о его здоровье. Миссию свою он выполнил усердно. Тургенев изумился, заподозрил агент. Молодой человек напомнил, что они виделись. Он рассказал свою историю? Он внебрачный сын князя, мать умерла, а его отчим отдал его в приемную семью, затем определил в казачки – слуга на побегушках, при дворе. Стал адъютантом. Блестящая перспектива, но наследник скончался. Топорова надо было пристроить, его должность - придворный врач, но он лечил только прислугу. Познакомился с народниками, ушел из придворного мира. Сменил фамилию, скрывался. Тургенева он поразил? Бросил царский дворец ради идеи пожертвовал и не пожалел.

Главный герой – Нежданов. Круг представлений разночинской среды, которая обсуждала современные события, фразы о беде товарищей, аресты, предают друзья.