Драматургия А. К. Толстого

В первой пьесе главный герой Иван Грозный, но более зрелого возраста, черты его становятся более глубокими, резкими. Актерство, лицедейство и перед Богом. Царь показан в тот драматический момент, когда сам себя оставил без наследника. Еще и сложная ситуация с Польшей. Иван решает уйти в монастырь. Внешнее: забота о государстве, требует избрать нового царя. Есть какие то детали, которые показывают, что это не совсем искренне. Ему хочется знать имя преемника. Надо уйти с политической сцены достойно. Но гонец сказал, что все идет в пользу русских, царь передумал уйти в монастырь.

Барская дума. Личные корыстные мотивы, местничество, кто кого знатнее родом; выяснение отношений. В итоге решение думы направил Б.Год., но он уже опытный политик. Он научился актерствовать, лицемерить. Он скромно затерялся в толпе и скрыто манипулирует. Но он хочет служить Росси, его субъективные интересы благородны. Возникает конфликт между сердцем, совестью и разумом.

Иван собрался жениться на племяннице английской королевы, дабы завладеть престолом, а потом и Европой. Когда Год. защищал интересы последней жены Ивана, выяснилось, что он чуть не навлек царскую опалу. При дворе нельзя идти прямым путем.

В первой пьесе конфликт между Шуйским и партией Годунова.

Лейтмотив – тема народа. Словно богатырь Митька, но сила стихийная, лишенная разумности. Народ не ориентируется в политике, живет политическими мифами. А придворные этим только и пользуются.

Сцены либо на площади, либо на окраине города. Шуйский не знает реальных народных интересов, его образ идеализирован. Он пытается поднять народ, посылая своего человека, который под видом странника говорит о злодеяниях Годунова. Годунов прекрасно знает тайный механизм этих интриг, он знает, что народ можно купить.

Финал пьесы вытекает не просто из логики сюжета, а из психологизма. Появляется звезда, Иван думает, что его кончина. Перед Богом разыгрывается спектакль духовного очищения, покаяния.

Предсказание смерти тяготит царя. Любая гневная вспышка может его погубить. Годунов решает после молчания сказать правду о предсказании волхвов, его тонкий расчет сработал:царь в гневе умер.

Скоморохов научили, когда бояре крикнут? «люди», нужно веселиться. Плясать и кричать. Но бояре крикнули «люди», так как царь умирал, скоморохи ворвались палаты, Иван подумал, что это черти за ним пришли.

Финал первой пьесы – пролог второй.

Федора назначают царем.

Вторая пьеса «Царь Федор Иоаннович».

Особенность композиции: 1 действие – массовая сцена, где заявлена проблема. Власть и народ в этой пьесе, который будет на протяжении всей пьесы. Конфликт возникает между главным героем и тем, кто составил ему оппозицию. Главный герой формально (царь) должен был вести действия, на деле не имел никакого значения. Человек добрый, простодушный, доверчивый. Но он с самого начала не властитель.. поэтому возникает конфликт между двумя партиями, которые хотят склонить его на свою сторону. Это партия Годунова, который понимал, что нужны преобразования, Россия слаба при ограниченной численности армии. И Шуйские, которые увидели воцарение Федора удобным, чтобы сделать аристократию ведущей в стране, царь должен был их слушать. Конфликт этот начинается еще в первой пьесе, но здесь достигает своей кульминации.

Шуйские заручились поддержкой народа, Годунов идет на компромисс. На первом плане у них личное преуспевание, а не народные интересы. Шуйский уже готов предать народ, который служил ему верой и правдой. В сцене примирения ему крикнули упрек? «Вы нашими миритесь головами».

Царь Федор глуп, ведет себя как ребенок. Он настолько прост, что народ его не уважает. Его знакомый дед болтал без умолку, и царь не мог его остановить. Приближенные царя внушили ему, что главное – клятва верности его враждующих сторон. Народ чувствует скорую беду, просит помощи у царя, но это волевой акт, и царь убегает от народа. Начались репрессии на народных вожаков. Втор развенчивает вековую иллюзию народа, который мечтал о царе добром, что тогда государство будет жить счастливо, и народ будет в достатке. Но при добром царе человек оказался совсем беззащитным.

Развенчался еще один политический миф, что лидер политической партии отвечает за действие окружающих.

Л. Толстой: «Царь – раб истории».

Взаимоотношения лидерств и их окружения очень сложны.

Возникает идея не только отстранить от власти Годунова, но и сделать так, чтобы он и царь не были связаны родственными узами. Этой связью была сестра Годунова. Шуйский говорит, Федору, что его жена

(сестра Годунова) не может иметь детей, но Федору важнее личные чувства. Тогда решают, что надо его сместить, привезя царевича Дмитрия (который жил с матерью в Угличе), но он является незаконнорожденным. Федор же любит брата, посылает ему подарки, но вернуть ко дворцу не может, это надо приказать. Годунов решает убрать Дмитрия. Сменили няньку под предлогом, что он растет. Нашли женщину боевую и беспринципную, она понимает, что от нее требуют и готова на все.

Годунов вспоминает предсказание волхвов, но он не может отдать приказ об убийстве ребенка, как ни давило на него окружение. Здесь борьба между политиком и человеком, человек берет вверх. Кляшнин берется сам передать няне приказ, он называет Годунова белоручкой, слабаком и думает, что пока мальчик жив, их партия не выиграет. Годунов не останавливает их, хотя догадывается, он боялся остаться один.

«Убит, но жив» - сказали волхвы про последнего царевича.

Царь получает известие, будто Шуйский в тюрьме покончил с собой, но дело здесь темное…

Характерен финал, царь оказался в полной растерянности:Шуйский мертв, царевича убили. Годунов говорит, что заранее не знал об этом. В нем постепенно возникают черты Ивана Грозного. Он не задумывается, насколько губителен для души поиск компромисса с совестью.

При нем возникает царедворец., который знал придворные нравы, умеет из любой ситуации выйти, это племянник Шуйского – Василий. У него нет колебаний между голосом сердца и разума, он беспринципен. Василий готов предать даже своих родных ради собственного возвышения.

3 – я пьеса «Царь Борис»

Начинается с массовой сцены венчания на царство Бориса Годунова. Композиционно близка к пушкинской пьесе. Хотя есть глубокие различия. А пушкинской пьесе Годунов виновен, его мучают угрызения совести, у А. Толстого все сложнее. Вначале это борьба со стихийными силами истории, когда он впервые понимает, что не все во власти чиновника. В неурожайные года денег нет, здесь народное недовольство. Возникает слух, что Годунов причастен к гибели царевича. Для него страшно, что этот слух проникнет в его семью. Он выдает дочь замуж, дети привыкли видеть в нем человека честного и порядочного. Он понимает, что виновен в том, что остался в стороне, его сломила внутренняя борьба. Его жена – дочь Малюты, затворница, она против того, чтобы выдать дочь за иноземного принца. Не было раньше таких браков, считалось, что для русских царевичей и царевен нет равных, , поэтому дочери были при дворе, а потом - в монастырь. Отец не хочет дочери такой участи. Но жених, датский королевич, внезапно погибает, вроде бы от холеры. Толстой говорит о том, что его уничтожили. Годунов чувствует бессилие, его дочь так и окончит жизнь в монастыре.

Появление Лжедмитрия обставлено не так, как у Пушкина. Здесь Лжедмитрия как такового нет. Необычный человек разносит слух о возвращении царевича. Но в итоге мы так и не знаем, монах – это и есть Лжедмитрий, а не тот, кто только распространяет легенду. Сначала в народе родилась легенда, а потом кто - то ей воспользовался. А. Толстой считает, что Лжедмитрий II – официальная пропаганда. Кто это? Можно ли ему верить?

Эта пьеса ставит проблему не только «политика и нравственность», политика - дело всегда грязное. Автор говорит и о народной слабости, народ не осознает своей политической силы, создает удобную почву для проходимцев. Четкие градации между добром и злом. В реальной, особенно в политической, жизни добро всегда легко превращается в зло и наоборот. Сильный волевой диктатор – зло, но народ вспоминает Грозного после его смерти. Он некий эталон, он стал положительным. Он всех держал « в ежовых рукавицах».

Эти пьесы были запрещены, цензоры поняли, что здесь не только умаление царской власти, самодержавие всегда плохо.

Эту трилогию высоко ценили русские писатели. Литературное общество в качестве спектакля решили поставить 2 пьесу своими силами:Достоевский, Тургенев и др. , конец восьмидесятых годов помешал, распадается их кружок.

(дальше идет большой пропуск, видимо, лекция не дописана)