Понятие «дидактическаяие игра»ы

 

 

Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности [6].

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться: 1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма); 2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое во внимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для

детей разного возраста. В свою очередь, обе группы игр свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры-драматизации. Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их значения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения, игры-забавы.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигает определенными игровыми действами.

Дидактическая задача для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны опираться на уже имеющие знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляется детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержания, трафаретных фраз («воспитывать внимание память, мышление» и др.) Как правило эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше уделять внимание, например, развитию памяти, в других-внимание, а в-третьих-мышление. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Основная цель правил игры-организовать действия, поведение детей. Правила могут закрепить, разрешать предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Но важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда дети, готовятся к игре, вносят свои предложения: «Давай мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо – холодно!», как интересно было!». Такая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Дидактика – теория обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и изучения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования [14].

Дидактическая игра –одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок [12].

В дидактической игре создается такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального-положительного отношения к заданию

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные и словесные игры. Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнении [1;17-20].

 

Виды дидактических игр.

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке; определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал); подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимым для решения игровой задачи.

Дидактические игры включают: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и преставления детей о них);

• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Приемы и методы руководства дидактическими играми становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность. Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, педагог использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

Анализируя игру, педагог обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей, но и других [1].

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия [1;17].

 

 

4. Анализ программ нового поколенияНОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

 

Теперь обратимся к программам, созданным, в соответствии с ФГОС ДО.. Рассмотрим, задачи и содержание по сенсорному развитию определены для какие требования они предъявляют к детейям раннего возраставторого года жизни.

ТиповаяОт рождения до школыОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотныипилотный̆ вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. КомаровоиКомаровой̆, М.А. ВасильевоиВасильевой̆ программа под редакцией Васильевой, М. А. по ФГОС

В данной программе четко выделены задачи по сенсорному развитию детей второго года жизни.

1. Продолжать обогащать сенсорный опыт детей, обучать действиям с предметами.

2. Учить различать предметы по величине (5 колец от большого к маленькому); по цвету (4 цвета); по форме (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), опрометчивая их (цилиндр- столбик, труба, призма-крыша).

3. Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник) с отверстиями дидактической коробки.

Для реализации задач в программе предлагается следующие содержание деятельности:

• Дидактические игры на развитие внимания и памяти (чего не стало); слуховой дифференциации (что звучит и т.п.); тактильных ощущений (чудесный мешок); мелкой моторики (игрушки с пуговицами, молниями, шнуровками, т.д.)

• Упражнения с авто дидактическими игрушками: пирамидками, матрешками, дидактическими коробками.

• Занятия со строительным материалом.

В программе подчеркивается последовательность действий от простого к более сложному: сначала различать, затем отбирать и только потом называть свойства предметов. Определяется роль взрослого в обучении детей.

На наш взгляд, в этой программе развернуто , даны все задачи сенсорного развития, а также способы их реализации. Много внимания уделено дидактическим играм [5].

Программа «Радуга» Яскобян, С.Г., Дороновой, Т. Н. и др. по ФГОС

В ранний период наиболее интенсивно происходит формирование предметной деятельности. Выполняет соотносящие действия (с матрешкой, кубиками-вкладышами), а также процессуальные действия.

В 1-1,5 года игровые действия основаны на физические свойства предметов и игрушек (дети их катают, стучат ими, в большой предмет складывается маленький и т. п.). Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают машину, коляску, везут груз и т. п.). Затем ребенок становится интересно отражение в игре смысловых, сюжетных связей между предметами. Теперь ребенок сажает в машинку или коляску куклу, или машинку и катает их, а потом кормит и т. п.

В 1,5-2 года дети начинают пользоваться предметами-заместителями (палочками-термометр, кубик-мыло), к 2 годам- воображаемыми предметами. Ребенок переходит от элементарной ориентировочной реакции: «Что такое?» -к элементарному ориентировочно исследовательскому действию: «Что с этим можно делать?» Объект сосредоточения-как взрослый, так и предметы, их признаки и действия с предметами. К трем годам мышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипуляторная игра. Полноценное развитие предметно-манипуляторной игры имеет большое значение для развития у ребенка воображения, которое является основной творческих способностей. Умение комбинировать необходимо во многих видах художественного творчества, в том числе таких как дизайн, архитектура, моделирование.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• Ребенок владеет активной и пассивной речью, знает названия окружающих предметов и игрушек;

• Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого [16].

Вывод: Проанализировав программы, можно сделать вывод, что несмотря на разнообразие подходов к решению проблемы, сенсорное воспитание во всех программах представленнопредставлено и отмеченанеобходимость рольи взрослого в занятиях и дидактических играх по сенсорному воспитанию детей. Прослеживается постепенное усложнение заданий, расширение вариантов действий в дидактических играх для ознакомления детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.