Концепция управления персоналом на предприятии

Глава 1. Теоретические основы управления персоналом

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей на предприятии:

1. Иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношение власти, подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

2. Культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

3. Рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет – таков и облик экономической ситуации на предприятиях.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействии, практически неограниченной системы административного воздействия и исполнительной власти над рыночными взаимоотношениями, отношениями собственности, базирующимися на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за его пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных: отделов кадров, организации труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов, мотивации трудовой деятельности и т.п.

Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами предприятий, особенностями выпускаемой продукции. На мелких и средних предприятиях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а на крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.

На ряде предприятий создаются структуры управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.

Приведем состав функциональных подсистем системы управления персоналом предприятия, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с кадрами.

1. Подсистема условий труда

Основные функции: соблюдение требований психофизиологии труда, эргонометрики, технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; охрана окружающей среды.

2. Подсистема трудовых отношений

Основные функции: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; Социально-психологическая диагностика; соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзам.

3. Подсистема оформления и учета кадров

Основные функции: оформление и учет приема, увольнений и перемещений; информационное обеспечение системы кадрового управления; профориентация; обеспечение занятости.

4. Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала

Основные функции: разработка стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы; планирование кадров; взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами предприятие; оценка кандидатов на вакантную должность; текущая периодическая оценка кадров.

5) Подсистема развития кадров

Основные функции: техническое и экономическое обучение; переподготовка и повышение квалификации; работа с кадровым резервом;

планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников.

6) Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда

Основные функции: нормирование и тарификация трудового процесса; разработка систем оплаты труда; использование средств морального поощрения; разработка форм участия в прибылях и капитале; управление трудовой мотивацией.

7) Подсистема юридических услуг

Основные функции: решение правовых вопросов трудовых отношений; согласование распорядительных документов по управлению персоналом; решение правовых вопросов хозяйственной деятельности.

8) Подсистема развития социальной инфраструктуры

Основные функции: организация общественного питания; управление жилищно-бытовым обслуживанием; развитие культуры и физического воспитания; обеспечение здравоохранения и отдыха; обеспечение детскими учреждениями; управление социальными конфликтами и стрессами; организация продажи продуктов питания и товаров народного потребления.

9) Подсистема разработки оргструктур управления

Основные функции: анализ сложившейся оргструктуры управления; проектирование оргструктуры управления; разработка штабного расписания; построение новой оргструктуры управления.

В зависимости от размеров предприятий состав подразделений меняется: на мелких предприятиях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а на крупных – функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.

Управление персоналом на предприятии предполагает выполнение следующих задач:

1. Планирование персонала – разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала – создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор – оценка кандидатов на рабочие места и определение лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот – разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих. Разработка систем оплаты труда осуществляется в рамках системы мотивации труда на предприятии.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работника понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методики оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также утверждение процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе, разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения используются методы, разработанные наукой и проверенные на практике.