Как действовать при неизбежности столкновения в ДТП?

Правила поведения при транспортных авариях.

Безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой по бамперу.

Во время столкновения с препятствием все мышцы должны быть напряжены!!! При этом нужно, если автомашина идет на малой скорости упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен упереться руками и ногами в переднее сиденье и прижмите головы к рукам. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Если Вы едете на переднем месте пассажира, упритесь руками в передний щиток, но не в стекло (закройте голову руками и завалитесь набок на сидении).

Как действовать после аварии?

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Постарайтесь как можно быстрее выбраться из автомобиля (м.б. взрыв, пожар). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв. При ДТП, оказав первую помощь пострадавшим, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть. Или дождаться, пока вода заполнит салон, вдохнуть остатки воздуха и выбраться вплавь (через дверь?).

Помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное - бе­речь голову от травм. Не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);

 

Рекомендации пассажиру автобуса, троллейбуса, трамвая во время до­рожно-транспортного происшествия:

-в момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сиденье;

- если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;

- все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до пол­ной остановки;

- после аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться че­рез аварийное окно (выдернув шнур из резинового уплотнителя окна и выда­вить стекло) или через аварийный выход. Можно проще - разбить стекло мо­лотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться через верхние вен­тиляционные люки;

- при возникновении пожара в салоне, приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнету­шитель или ящик с песком приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);

- в случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или трол­лейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остано­вит его и отключит электрические цепи;

- если вы упали в воду как пассажир общественного транспорта, то глав­ная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До за­полнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить орга­низм кислородом.

 

Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера:

Безопасность как полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и пр. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и им пользоваться.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

Обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир перед аварией должен принять безопас­ную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, макси­мально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову поло­жить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячь­ся и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь вы­хода. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:

- открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;

- прежде чем покинуть самолет, надо снять обувь на высоком каблуке;

-соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова,

- растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спус­титься по нему вниз;

Пожар в самолете.

-не дышите дымом, защищайте дыхательные пути одеждой;

- двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился,

- если в салоне много дыма, двигайтесь по полу на четвереньках; помните, что дым, а не огонь - главная опасность;

- не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните что есть другие выходы;

- не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

- помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от самоле­та на расстояние до 1,5 км, пока не взорвалось топливо.

При декомпрессии самолета (из салона выходит воздух) срочно воспользоваться кислородной маской. На высоте до 3 км состояние декомпрессии устраняется.

Действия при высадке с судна:

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м)

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Действия при железнодорожной аварии:

Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастро­фами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах.

При крушении или экстренном торможении поезда:

- закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами;

- помните, что после первого удара могут быть другие, поэтому не расслаб­ляйтесь,

- после окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероят­ность пожара. Если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся люди, то можно использовать окна-аварийные выходы, расположенные в 3 и 6 купе. Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;

- можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные,

- после остановки – срочно покинуть вагон, взяв самое необходимое, т.к. высока вероятность пожара,

- выбравшись из вагона, помогите выбраться другим.

При пожаре в вагоне:

- при задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания — шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью;

- постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;

- покидать вагон используя один из вариантов, описанных выше;

- если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;

- выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблю­дайте меры безопасности при прохождении встречных поездов.

 

 

Оказание первой помощи пострадавшим в ЧС (ранения, кровотечения, переломы)

 

q Далеко не каждый человек, увидев пострадавшего в ДТП и других ЧС осмелится подойти к нему и оказать первую помощь.

Что делать при оказании первой помощи?

Успокойтесь и возьмите себя в руки!

Заметьте время происшествия.

Вызовите помощь.

Уложите пострадавшего на спину на ровной поверхности.

Помните, что, изменяя положение поврежденных частей тела, вы можете усилить болевой шок.

Особенно осторожно следует действовать при малейшем подозрении на повреждение позвоночника.

Все ваши движения должны быть плавными.

Поворачивать или перемещать пострадавшего нужно как минимум втроем (в крайнем случае вдвоем). Первый человек отвечает только за голову, второй за плечи и верхнюю часть туловища, третий за область таза и ноги.

Запомните! Чтобы свести к минимуму вероятность дополнительной травмы, при перемещении пострадавшего следует слегка растягивать тело в длину и ни в коем случае не давать изгибаться.

Осмотрите пострадавшего.

Ø Основная задача — определить, какие повреждения являются наиболее угрожающими для жизни и здоровья пострадавшего. На них в первую очередь и должна быть направлена Ваша помощь.

q Вот эти повреждения и их признаки:

  • Развитие травматического шока.
  • Массивное кровотечение.
  • Потеря сознания;
  • Тяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника, конечностей;
  • Нарушение сердечной деятельности (остановка сердца или резкое замедление сердечного ритма).
  • Остановка дыхания (вследствие закупорки дыхательных путей инородными телами, кровью, рвотными массами).
  • Клиническая смерть.

§ Черепно-мозговая травма:

§

§ В настоящее время травмы головы встречаются в более чем 40% случаев повреждений. Каждый пятый пострадавший (20%) получает тяжелые повреждения головного мозга. Травмы головы требуют особого внимания ввиду возможного повреждения головного мозга. Тяжелая ЧМТ приводит к нарушению жизненно важных функций организма, поэтому от своевременно оказанной первой помощи зависит не только дальнейший исход, но и жизнь пострадавшего. Чтобы оказать эту помощь быстро и качественно, необходимо выявить и правильно оценить симптомы повреждения головного мозга.

§ При ЧМТ различают общемозговые симптомы (возникают в результате нарушения деятельности мозга в целом) - это кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, тошнoтa, звон и шум в ушах, изменение пульса (кратковременное учащение или замедление), и различают очаговые симптомы(обусловлены локальным повреждением структурголовного мозга – нарушение слуха, зрения, чувствительности; параличи и др.). Очаговым симптомам всегда сопутствуют общемозговые.

§ Различают открытые и закрытые ЧМТ.

§ 1.При закрытых повреждениях черепа выделяют:

§ сотрясение, ушиб, сдавление мозга и переломы костей черепа.

§ Сотрясение головного мозга представляет собой более легкую форму повреждения. Проявляется общемозговыми симптомами: кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, тошнoтa, звон и шум в ушах, изменение пульса (кратковременное учащение или замедление); при тяжелых ЧМТ может произойти потеря памяти на события, предшествующие травме. Пострадавший не помнит, кто он, свои инициалы, где родился и жил, кто его родители и т.д. Под влиянием лечения память может восстановиться полностью или частично.

§ Ушибы головного мозга - тяжелая травма с повреждением мозгового вещества. Основные симптомы сходны с симптомами сотрясения, однако более выражены.

§ Сдавление головного мозга. Чаще сдавления обусловлены образованием внутричерепной гематомы, реже – сдавлением мозга отломками костей черепа. Нередко развиваются не сразу, а спустя некоторое время после травмы. ПРИЗНАКИ: уменьшение частоты пульса (брадикардия), расширение зрачков и снижение их реакции на свет (м.б. только на стороне поражения), усиление головных болей, внезапная потеря сознания, развитие на противоположной поражению мозга стороне тела гемипареза – неполного паралича половины тела. Может наступить резкое ухудшение состояния вплоть до летального исхода.

§ Переломы основания черепа сопровождаются появлением кровоподтеков вокруг глаз, в области век (симптом "очков"), за ушами (в области сосцевидных отростков); истечением из носа, рта крови, мозговой жидкости.

§ Первая помощь. Транспортировать больных с закрытыми повреждениями головы необходимо в положении лежа на носилках. Чтобы голова больного не подвергалась тряске, ее укладывают на подушку или сложенное в виде валика пальто, одеяло, подкладной круг. Фиксация головы шинами показана лишь при сочетанных повреждениях головы и шейного отдела позвоночника. Если больной находится в бессознательном состоянии, то нельзя забывать о возможности западения языка и асфиксии. В таких случаях лучше всего взять язык на лигатуру или булавку. Учитывая возможность рвоты и попадания рвотных масс в дыхательные пути, следует держать пострадавшего под постоянным наблюдением, а при рвоте повернуть голову набок. При возможности необходимо приложить холод к голове.

§ 2. Открытые повреждения головы можно разделить на две основные группы: непроникающие и проникающие ранения.

§ Непроникающие ранения головы сопровождаются повреждением кожных покровов без нарушения целостности костей черепа или наличием закрытых переломов костей черепа.

§ Проникающие ранения головы сопровождаются открытым переломом костей черепа с нарушением целостности твердой мозговой оболочки, а возможно, и мозгового вещества. Клиническая картина открытых повреждений головы обусловлена выступающими на первый план общемозговыми симптомами с частым развитием шока или мозговой комы.

§ *Признаки кратковременного отсутствия сознания: в течении 3-4 мин. нет реакции на происходящее, на звуковые и болевые раздражители; есть пульс и дыхание.

§ *Признаки мозговой комы: человек без сознания более 3-4 мин., м.б. судороги и рвота; хриплое (захрапывающее) дыхание; есть пульс на сонной артерии.

§ Первая помощь.При открытых повреждениях головы первая помощь сводится к наложению асептической повязки, даче обезболивающих средств, простейшей иммобилизации, для чего под голову подкладывают свернутые мягкие вещи.

§ Если из раны выбухает мозговое вещество, рану закрывают стерильной салфеткой. Поверх салфетки вокруг раны накладывают ватно-марлевый валик в виде кольца, который должен предохранять выбухшее мозговое вещество от сдавления повязкой. Вправлять выбухшую мозговую ткань нельзя.

§ При любой травме органа зрения следует наложить асептическую повязку на поврежденный глаз. При проникающих ранениях и контузиях глаз повязку накладывают на оба глаза.

qОткрытые повреждения - раны.

 

  • Раны - нарушение целости кожных покровов, слизистых оболочек, глубжележащих тканей и поверхности внутренних органов в результате механического или иного воздействия.

Ø Различают поверхностные и глубокие раны:

  • Глубокие раны, при которых повреждаются внутренние оболочки полостей (брюшной, грудной, черепа, суставов), называются проникающими.
  • Остальные виды ран независимо от их глубины называются непроникающими.

Ø В зависимости от характера ранящего предмета различают раны колотые, резаные, рубленые, ушибленные, рваные, укушенные, огнестрельные.

  • Любая рана характеризуется болью и кровотечением.

 

q Первоочередные мероприятия первой помощи при ранениях должны быть направлены на:

1. Остановку кровотечения,

2. Защиту раны от загрязнения и инфицирования (наложение повязки),

3. В первую очередь обрабатывают наиболее сильно кровоточащие раны