Выступление в детской аудитории.
Основные особенности детской аудитории:
эмоциональная непосредственность;
неусидчивость; быстрая утомляемость;
высокая заражаемость, страсть к копированию;
непонимание подтекста высказываний, непонимание иронии (приблизительно до 12–13 лет);
дети предпочитают событийное изложение, хорошо понимают только его;
очень любят наглядность, яркость, зрелищность;
нетерпимость к длиннотам;
упорно отстаивают свои вкусы, требуют их уважения;
любят «рыжих клоунов», то есть людей с отклоняющимся поведением;
с 12–13 лет наблюдается кризис в общении с взрослыми, требуют отношения к ним как к взрослым;
тяга к подробностям взрослой жизни;
больше верят устно сказанному;
ждут постоянного внимания и одобрения своей деятельности.
При выступлении в детской аудитории следует:
рассматривать только один вопрос;
выступать коротко, давать аудитории отдохнуть и расслабиться;
чаще хвалить отдельных слушателей и аудиторию в целом;
избегать намеков, подтекста, все формулировать «словами»;
изложение строить как последовательность событий;
максимально использовать средства наглядности.
Выступление перед аудиторией среднего возраста.
В данной аудитории преобладают обычно интересы к материальному благосостоянию. Такая аудитория любит слушать о сопоставлении – разных стран, людей, социальных групп и т. д. и анализировать результаты таких сопоставлений. Возрастает интерес к проблемам семьи, работы. В данной аудитории уже можно в одном выступлении рассматривать 3–4 вопроса.
В аудитории старше 25 лет наиболее эффективной оказывается дедуктивная подача материала. Следует строить выступление как некоторое сравнение или сопоставление. Эффективны апелляции к жизненным проблемам и ситуациям, связанным с материальной стороной жизни людей.
Выступление перед аудиторией старшего возраста.
Аудитория старшего возраста характеризуется преобладанием интересов, связанных с повседневным бытом и воспитанием молодежи. Для этой аудитории характерен высокий интерес к общественно-политической тематике. Люди пожилого возраста больше доверяют газетам, чем какому-либо другому источнику информации и обычно хорошо информированы о том, что содержится в последних газетах. Люди старшего возраста ждут от оратора четкого указания источников его информации, часто обращаются за уточнением, интересуются дополнительной литературой, которую оратор должен быть в состоянии им назвать.
Аудитория старшего возраста лучше понимает медленную речь. Люди старшего возраста с трудом поддаются переубеждению, а информацию, которая противоречит их взглядам, часто просто игнорируют, отказываются ее воспринимать.
Аудитория данного возраста испытывает, как правило потребность в личном эмоциональном контакте с оратором, в эмоциональных переживаниях и привязанностях.
Вопросы, которые задает аудитория старшего возраста, отличаются детальностью и дотошностью, аудитория ожидает подробного ответа по существу на все заданные вопросы.
Выступая перед старшим поколением, оратор должен помнить о следующем:
говорить медленно;
апеллировать к опыту слушателей, к историй, историческим фактам;
не переубеждать, а информировать;
иметь наготове библиографию или даже книги и брошюры, которые можно было бы показать интересующимся слушателям;
ссылаться на авторитеты, известные источники, статистические данные.