Иные субъекты трудовых правоотношений.
Профсоюзы как субъекты права.
реализация ст.30 К РФ для трудового права имеет непосредственное значение, поскольку в труд кодексе прямо закреплено, что представительскими органами работника - являются профсоюзы. Однако субъектом права является не сама организация, а её орган, поэтому для функционирования организации, гос регистрация проф союза не требуется. Но если он участвует в гражданском обороте регистрируются его органы.
Профсоюз как субъект права своей основной целью предусматривает как представление интересов работников, так и возможность участия работников в управлении организацией. Современный трудовой кодекс в отличие от кзота не предусматривает наделение профсоюза правом на участие в управлении организацией.
Профсоюзы вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, структуру и организационную деятельность. Также работодатель обязан обеспечить профсоюзам помещение и мин набор орг техники.
Основными правами у профсоюза являются 2 большие группы:
1. по содержанию все права делятся на: по обеспечению занятости; контроль за соблюдением зак-ва о труде; оплата и нормирование труда; участие в коллективных спорах.
2. по объему компетенции: паритетные (равные); права совещательного характера. причём вторая классификация имеет место быть только тогда, когда в одной организации функционируют несколько профсоюзов, которые между собой не могут выбрать главный профсоюз.
Законодательно установлена ответственность профсоюзов с целью превентивных мер недопущения злоупотребления своими представительскими функциями.
Ответственность профсоюзов и лиц его возглавляющих проявляется в не выборе руководящего звена профсоюза на след срок.
принято относить к иным субъектам трудовых отношений: федеральные инспекции по труду, специальные государственные инспекции в сфере трудового законодательства, органы службы занятости и иные органы, обеспечивающие поиск работникам работы, а также юрисдикционные органы, рассматривающие коллективные или трудовые споры.
Все вышеперечисленные субъекты будут являться участниками труд отношений только в случаях, когда их участие непосредственно закреплено в норме трудового законодательства. например: закон о занятости предусматривал что органы занятости обязательно являются участниками трудовых отношений. На сегодняшний день это не обязательно.
В отношении суд органов действует общее правило: они вступают в правоотношение только в случаях, когда происходит нарушение субъективных прав работников или охраняемых законом интересов в сфере индивидуальных или коллективных споров.
Общие нормы о доступности правосудия в РФ в сфере трудового права приобретают след значение: суд выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях между работодателем и работником или коллективом работников.
Федеральные инспекции представлены в виде системы, имеющие разноуровневый характер, причём к компетенции федеральных инспекций по труду относятся: проверка соблюдения прав условий обеспечения работникам право на труд, контроль и надзор.
"Социальное партнёрство"
Литература:
1. Чуча С.Ю. - становление и перспективы развития социального партнерства в РФ
2. Бугров Л.Ю. - понятие и классификация коллективных соглашений (государство и право 2002 №4)
Социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками и их представителями, работодателями и их представителями, органами гос власти и органами МСУ, направленную на обеспечение согласия интересов работников и работодателей по вопросам урегулирования трудовых отношений и иных связанных с ними правовых отношений.
С позиции доктрины социальное партнерство рассматривается как публичный институт направленный на формирование системы социально - партнерских правоотношений.
С позиции трудового права соц. партнерство принято рассматривать как особый механизм правового регулирования.
P.S. в последних новеллах термин социальное партнерство заменяют термином трепартизм, в рамках которого в партнерских правоотношениях всегда участвуют как минимум 3 субъекта: работники и их представители, работодатели и их представители + гос. орган.
Социальное партнерство в сфере взаимодействия с органами гос власти позволяют рассматривать социально -партнерские договоры и соглашения как инструмент регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями с целью избежания между ними конфликтов в дальнейшем, причем орган гос власти будут являться участниками социально -партнерских отношений только в том случае, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей и/или их участие прями предусмотрено ФЗ.
для социального партнерства основной целью является согласование интересов работников и работодателей для принятия таких решений, которые в равной степени будут обеспечивать необходимость эффективной деятельности работодателей и создание системы социальных гарантий прав работников, при этом создание баланса достигается за счёт ведения коллективных переговоров, которым соответствует строго-определенная ФЗ «о договорах» процедура.
… продолжение