Киевская Русь в IX- первая половина XI веков.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. В 882 году Олег предпринял через Смоленск и Любеч поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили киевских князей и захватили город. Киев стал центром объединённого государства. В 911 году Олег с войском подошёл к стенам Константинополя. В результате этого похода был заключён договор с греками, составленный в 2х экземплярах - на русском и греческом языках. При Олеге в состав его державы в состав державы были включены и стали платить дань древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 - 945) - при нём договор с греками был продлён, но на менее выгодных условиях, а в 945 году произошло первое народное восстание. Жена Игоря жестоко отомстила потом древлянам за мужа. Она правила в 945-964 годах. Отомстив за мужа, она вынуждена всё-таки была пойти на попятную, установила "урок" - размер дани и "погост" - место сбора дани. Эти погосты становились потом опорными центрами княжеской власти. При Ольге Киевское государство окрепло, она первой из русских правителей приняла христианство. В княжение Игоря и Ольги были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян.

Правление Святослава (964 - 972) оценивают по-разному: одни считают его авантюристом, другие - талантливым полководцем. По дороге в Киев в 972 году Святослав попал в засаду печенегов и был убит, а печенежский хан приказал сделать из его черепа чашу, окованную золотом, и пил из неё на пирах, считая, что к нему перейдёт слава убитого.

Владимир 1 (980 - 1015). В 988 году Владимир провёл вторую религиозную реформу. В качестве единой религии было принято христианство. В Крыму Владимир крестился сам и крестил своих бояр. Утверждение христианства шло медленно ввиду сопротивления населения. Принятие христианство укрепило государственную власть и территориальное единство Руси, расширило связи с другими христианскими странами, сыграло роль в развитии культуры.

Ярослав Мудрый (1019 - 1054). При нём Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, в1037 году был возведён Софийский собор, сооружены Золотые ворота, велись работы по переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Русь достигла широкого международного признания. С его семьёй стремились породниться крупнейшие дворы Европы.

 

4) Политический и социально экономический строй во второй половине XI – и в первой третей XIII.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)