Выработка или формулировка стратегии
Матрица, отражающая возможные результаты реализации С
Ситуационный подход
Внутренняя эффективность отражает результаты изменений, произошедших в процессах преобразования ресурсов в продукцию и выражается через показатели экономичности
Внешняя эффективность отражает соответствие деятельности предприятия требованиям окружающей среды. Выражается через показатели достижения рыночных целей
Совпадает ли внутренняя и внешняя эффективность?
Показатели экономичности.
а) общесистемные
* результативность организации, выраженная в натуральных или стоимостных показателях
- объём работ в деньгах, введено в строй 5 котельных
* прибыльность * конкурентносопособность * уровеь зрелости организации
б) частные
*рентабельность * ликвидность * текучесть кадров
Как правило, экономические показатели добавляются социальными характеристиками
Каждый раз п выборе оценочных критериев необходимо использовать ситуационный подход
Подходы: Системный, комплексный, стратегический, ситуационный
Ситуация - Набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на организацию в данный конкретный момент
СП пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации более эффективно
ü При оценке стратегии следует отличать оценку самой стратегии и оценку реализации стратегии!
Формулировка стратегии: ФС
Хорошая: ФС и РС - успех
Плохая: ФС но хорошая РС - проблемы
Реализация стратегии: РС
Хорошая реализация стратегии, но сама стратегия плохая - рулетка
Плохая РС и ФС - провал
Шаги:
1) выработка стратегических альтернатив и анализ С
2) выбор С на основе стратегического инструментария
3) планирование С
4) оценка предполагаемой С
Факторы, от которых зависит С:
1)цели П 2)состояние рынка и положение П на нем 3) С конкурентов 4) технологии производства 5) потенциал П 6) особенности выпускаемой продукции или услуги 7) конкурентные преимущества 8) потенциальные конкуренты 9) перспектива развития 10) стадии жизненного цикла товара 11) затраты и издержки 12) условия реализации и сбыта
12. 11. 12
I. Выработка (формулировка) стратегий
Модель позволяет обоснованно подойти к определению стратегии предприятия
1.) Модель Портера (выработка альтернативной стратегии)
Основывается: устойчивость позиций предприятия на рынке определяется
а) издержками, с которыми производится и сбывается продукция
б) незаменимостью продукции
в) уровнем конкуренции
Исходя из этого, для укрепления позиции предприятия Портер рекомендует использовать одну из 3х стратегий 3х мерной матрицы:
1. Стратегия лидерства за счет экономии на издержках
2. Стратегия дифференцирования (расширение продуктового набора)
3. Стратегия концентрации на одном сегменте (группа людей)
2) модель Продукт - Рынок
И. Ансоф придумал матрицу
3) модель американской консалтинговой фирмы Boston Consalting
Доля рынка - Рост рынка
Концепция основана на жизненном цикле продукта
4) модель Привлекательность рынка - Преимущество конкуренции
9ти мерное поле
II. Выбор стратегий
При выборе стратегий формируется перечень параметров и оценивается, как каждый из этих параметров влияет на бор стратегий.
Примеры параметров: * уровень риска * срок окупаемости * социальные факторы ( отношения в коллективе предприятия, сохранение оборотных средств на предприятии, баланс притока и оттока денежных средств) * расчеты с точки зрения получения прибыли
III стратегическое планирование
Работа, мероприятие, исполнители, сроки, ресурсы, место осуществления стратегии
Для разработки стратегии:
а) входная информация
* прогнозные предположения о развитии окружающей среды (конъюнктура рынка)
* сильные и слабые стороны предприятия
* миссия и цели
* источники информации
б) выходная информация
* итог осуществления планирования - перечень перспективных мероприятий, которые будут реализованы для осуществления стратегии
* разработка проектов
* функция стратегий (маркетинг, кадры, производственные стратегии)
IV. Оценка выбранной стратегии
Она должна вестись в рамках экономической, социальной эффективности и оценки эффекта