Учет настроенности аудитории
Выступление перед позитивно настроенной аудиторией
Позитивно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию, данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Наибольший эффект дает восходящая аргументация от более слабых к более сильным аргументам.
Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории приятней сделать выводы самостоятельно.
Выступление в индифферентной аудитории.
С такой аудиторией ораторам приходится сталкиваться к сожалению, весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для этого рекомендуется:
продумать увлекательное начало, которое позволяет сразу же захватить внимание;
максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания;
говорить с повышенной эмоциональностью;
чаще обращаться к аудитории и отдельным слушателям;
показать аудитории возможные выгоды от прослушивания вашего выступления («я научу вас, как избавиться от колорадского жука», «я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела», «я расскажу вам о новом простом способе похудеть» и т. д.);
говорить коротко;
рассказывать случаи из жизни.
Выступление в негативно настроенной аудитории.
Приходится иногда выступать и в такой аудитории. Это, конечно, самое трудное. Почему может сформироваться негативная аудитория?
Во-первых, статистика показывает, что 10% любой аудитории негативно относится к лектору, оратору, либо к самой теме, предмету; вынесенному на обсуждение и т. д. Причины – самые разные, от личной неприязни к оратору до озабоченности собственными проблемами, головной боли и т. д. Эти десять процентов устойчиво выделяются в любой аудитории, и поэтому не надо ставить задачу заинтересовать всех – это нереально.
Во-вторых, негативная аудитория формируется за счет того, что любой человек не хочет легко и автоматически поддаваться влиянию другого человека, в нашем случае – оратора, не хочет в готовом виде принимать его тезисы и пытается оказывать оратору внутреннее сопротивление, которое Б. Ф. Поршнев называл контрсуггестией (см. лекцию 2). Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свой информационно-оценочный статус-кво. Это и приводит к скептицизму, который может быть усилен неопытностью или ошибками лектора, оратора.
Как же выступать в негативно настроенной аудитории? Надо, прежде всего, попытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. П. Сопер считал, что убеждающая и побуждающая к действию речь может считаться эффективной, если удалось воздействовать на двух-трех человек. Вот некоторые правила выступления в негативно настроенной аудитории:
не старайтесь переубедить всех;
постарайтесь убедить или посеять сомнения в головах нескольких конкретных слушателей, которых вы выберем в зале;
Начинайте выступление с бесспорного, с того, в чем вы сразу достигнете согласия; П. Сопер советует: «если ваше утверждение очень спорно, отложите его до момента, когда вы заручитесь симпатией аудитории»;
декларируйте информационную цель вашего выступления («я не хочу вас в чем-то переубеждать, я ставлю цель просто информировать вас);
если в процессе вашего выступления вы чувствуете, что оппозиция стала обостряться, немедленно превращайте убеждающую речь в информационную;
предпочтительнее дедуктивная подача материала: лучше сразу заявить о своей цели, не скрывая ее, – практика показывает, что это дает больший эффект, а также снижает уровень критичности аудитории;
эффективна нисходящая аргументация – от сильного аргумента к менее сильным;
эффективна двусторонняя аргументация;
эффективна контраргументация;
выводы необходимо формулировать эксплицитно и подсказывать их аудитории.