Вопрос 4. Фирменный стиль туристского предприятия.
На создание имиджа солидности туристской фирмы большое влияние оказывают такие элементы, как корпоративный дух(атмосфера внутри коллектива) компании. Корпоративная куль тура должна создаваться на стадии формирования бизнес-плана и быть узнаваемой и единой для всех подразделений фирмы.
Например, в туристском агентстве «Iro Travel» выработаны определенные правила, которым должны следовать все сотрудники на любом уровне. Эти правила изложены в специальной памятке «Политика и правила компании». В ней сообщаются сведения об истории, структуре «Iro Travel», сформулированы корпоративные ценности, перечислены общие требования к персоналу. В компании SODIS разработаны внутренние документы, регламентирующие офисный распорядок, правила телефонного общения и встречи с клиентами.[19]
Корпоративная культура определяется следующими элементами:
– созданием и разработкой миссии фирмы;
– этическим кодексом и корпоративной мифологией;
– кредо и идеалами;
– фирменным стилем и внешним обликом персонала;
– системным дизайном.
В качестве основных мероприятий по созданию корпоративного духа можно выделить такие, как проведение внутри фирменных мероприятий, празднование юбилеев и календарных праздников, совместное проведение выходных на природе и всевозможных конкурсов внутри фирмы, выпуск стенгазеты и т. д. Считается, что сотрудникам, проникшимся корпоративным духом, не хочется уходить в другое место. Им хочется расти внутри фирмы, повышая свою квалификацию.
Для туристского бизнеса такой элемент корпоративной культуры, как фирменный стиль, очень важен, так как он выделяет компанию из многочисленного ряда других, а отсутствие его резко снижает шансы на успех.
Фирменный стиль – это набор единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы, деловых бумаг, документации, упаковки, офиса и даже одежды сотрудников.
Среди основных функций фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия. Однако если реальный и искусственно созданный образы находятся в противоречии, то маркетинговые мероприятия могут принести больше вреда, чем пользы.
Основными элементами фирменного стиля являются:
• товарный знак;
• фирменная шрифтовая надпись (логотип);
• фирменный блок;
• фирменный лозунг (слоган);
• фирменный цвет (цвета);
• фирменный комплект шрифтов;
• фирменный персонаж (корпоративный герой);
• постоянный коммуникант (лицо фирмы);
• другие фирменные константы.
Основными носителями фирменного стиля туристского предприятия могут выступать:
• элементы делопроизводства (фирменные бланки, конверты, папки-регистраторы, записные книжки, настольные ежедневники, блоки бумаг для записей и т.д.);
• реклама в прессе;
• печатная реклама (листовки, проспекты, буклеты, каталоги, информационные письма);
• радио и телереклама;
• рекламные сувениры;
• наружная реклама (указатели, вывески, оформление офиса, фирменная одежда сотрудников, значки, нашивки, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.);
• средства пропаганды (пропагандистский проспект, оформление залов для пресс-конференций, вымпелы и т.д.);
• выставочный стенд;
• документы и удостоверения (пропуска, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов, пригласительные билеты и т.д.).