Вопрос 2. Особенности рекламы в сфере туризма.
Современный туризм невозможно представить без рекламы. Ведь она – самый действенный инструмент в попытках туристского предприятия донести информацию до своих клиентов, модифицировать их поведение, привлечь внимание к предлагаемым услугам, создать положительный имидж самого предприятия, показать его общественную значимость. Поэтому эффективная рекламная деятельность является важнейшим средством достижения целей стратегии маркетинга в целом и коммуникационной стратегии в частности.
Существуют многочисленные определения рекламы, среди которых можно выделить следующие:
«Реклама– любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора» (Ф. Котлер, определение Американской маркетинговой ассоциации (АМА)).
«Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства)» (А. Дейян).
«Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».[14]
Как свидетельствует мировая практика, сфера туризма является одним из крупнейших рекламодателей. Опыт работы зарубежных туристских фирм показывает, что в среднем 5-6% получаемых доходов от своей деятельности они расходуют на рекламу туристских поездок.
Специфика туристской рекламы определяется особенностями самой сферы туризма и предлагаемыми туристскими продуктами и заключается в том, что:
– туристская реклама несет большую ответственность за правдивость и точность продвигаемых с ее помощью услуг;
– в связи с особенностями услуг (отсутствием постоянного качества, полезности) в первостепенном развитии нуждаются такие функции рекламы, как информационность и пропаганда;
– имеется необходимость в более броских, красочных и наглядных средствах изображения;
– туристская реклама должна способствовать преодолению у людей страха перед путешествием в связи с незнанием языка и обычаев иностранцев, дальним перелетом и т.д.[15]
Реклама выполняет следующие функции:
– информационную(формирует осведомленность и знания о новом товаре, конкретном событии, о компании и т.д.);
– убеждающую(последовательно формирует у покупателя предпочтения конкретных товаров, поощряет факт покупки и т.д.);
– напоминание(поддерживает осведомленность, помогает удержать в памяти покупателей информацию о товаре в промежутках между покупками, напоминает, где можно купить данный товар);
– позиционирование (перепозиционирование)продукта или компании;
– удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке.
В конечном итоге все функции рекламы сводятся к достижению основных целей продвижения продукта: формированию спроса и стимулированию его сбыта.
При классификации рекламы используется множество критериев (табл.).
Таблица – Классификация рекламы
Основание классификации | Виды рекламы |
в зависимости от спонсора | реклама от имени производителей, торговых посредников; фирменная реклама; корпоративная реклама; реклама от имени частных лиц; реклама от имени правительства; социальная реклама; политическая реклама |
в зависимости от типа целевой аудитории | реклама на сферу бизнеса; реклама на индивидуального потребителя |
по сконцентрированности на определенном сегменте аудитории | массовая реклама; селективная (избирательная) реклама; точечная реклама |
по размерам территории, охватываемой рекламной деятельностью | локальная реклама; региональная реклама; общенациональная реклама; международная реклама; глобальная реклама |
по месту применения | внутримагазинная (внутрифирменная); внешняя |
по предмету рекламной коммуникации | продуктовая реклама; престижная реклама; реклама идеи; реклама личности; реклама территории; реклама предприятия |
по стратегической маркетинговой цели, которую преследует рекламная кампания: | реклама, формирующая спрос; реклама, стимулирующая сбыт; реклама, способствующая позиционированию и перепозиционированию продукта и т. д. |
по цели в рекламных кампаниях конкретного продукта в увязке с его жизненным циклом | вводящая; утверждающая; напоминающая; |
по способу воздействия на органы чувств человека | зрительная; слуховая; зрительно-обонятельная; зрительно-слуховая; зрительно-осязательная; зрительно-вкусовая |
по характеру воздействия на аудиторию | жесткая реклама; мягкая реклама |
в зависимости от используемых средств передачи (носителей) рекламного обращения (по техническому признаку) | печатная (полиграфическая): в газетах и журналах; радио- и телереклама; наружная щитовая реклама (баннерная; перетяжки и т. д.); световая; живописно-графические средства; Интернет-реклама; |
Используя в своей работе рекламу, туристские компании должны добросовестно относиться к этому виду деятельности и соблюдать Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
Ниже рассматриваются некоторые из средств рекламирования, которым отдается предпочтение в сфере туристских услуг.
Телевизионная и радиореклама. Ценность этих средств распространения заключается в обеспечении большой аудитории, так как в течение суток меняются соотношения радиослушателей и телезрителей, состав аудитории; существует большой выбор радио- и телепрограмм.
Реклама в прессе(в газетах, журналах). К наиболее популярным ежемесячным журналам о страноведении, путешествиях и туризме можно отнести «Geo», «Вокруг Света», «Вояж», «Вояж и отдых», «Отдых», «Путешественник» и др. Рекламу туристских организаций можно также разместить и в профессиональных журналах («Туристический бизнес», «Туризм: практика, проблемы, перспективы», «Пять звезд»); газетах («Туринфо», «Туристская деловая газета», «Российская туристская газета»). Особо следует выделить журнал «Инфосити», распространяемый по подписке. Выбирая издание, следует учитывать частоту публикаций, тираж, размер формата, охват аудитории, расценки, месторасположение обращения, престижность, качество полиграфии, длительность сроков заказов, а также психологическое воздействие на читателей.
Наружная реклама(плакаты, роллеры, бегущие дорожки, световая реклама, постеры, компьютеризированные панно, реклама на транспорте) по действенности является второй после телевизионной. Основная ее функция - поддержание рекламы в СМИ, напоминание о марке и фирме.
На Западе традиционная продолжительность рекламной кампании по наружной рекламе составляет две недели. На российском рынке она растянута от месяца до года. Потенциальная аудитория – водители и пассажиры автотранспорта, общественного транспорта и пешеходы.
Печатная реклама(фирменные каталоги, проспекты, справочники, листовки, буклеты, пресс-релизы). Важным средством распространения для туризма являются фирменные туристские каталоги. Их издание требует больших расходов, поэтому они имеют ограниченный тираж и распространяются в основном на выставках либо предназначены для использования в агентствах и у посредников.