Философский уровень методологической культуры

Уровни и ступени методологической культуры педагога

 

Педагогический уровень методологической культуры

 

На этом уровне для педагога важными являются следующие знания.

 

1. В области истории педагогики и современных педагогических теорий.

 

2. Основных законов и признаков, используемых в качестве основополагающих установок в педагогике (например, принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т. д.).

 

3. Навыков в применении различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т. д.).

 

4. Навыков практической работы в воспитательной деятельности преподавателя.

 

Достигнув определенного уровня методологической культуры, преподаватель имеет способность и возможность сформировать передовой опыт своей практической работы, сформулировать проблему исследования и проверить ее с помощью наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, моделирования и т. д.

 

Общенаучный уровень методологической культуры Данный уровень методологической культуры педагога представляет собой применение в педагогике:

 

1) общенаучных принципов, а именно: редукционизма, эволюционизма, рационализма;

 

2) приемов идеализации, универсализации;

 

3) различных подходов – системного, вероятностного, структурно-функционального и т. д.

 

На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.

 

 

Данный уровень методологической культуры педагога предполагает наличие знания различных педагогических теорий, которые базируются на противоположных методологических законах, обусловленных различными мировоззренческими направлениями. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приемов изучения, абстрактного и конкретного принципов, метафизического, диалектического и системного исследования явлений педагогической науки. Поэтому педагог должен свободно ориентироваться в данных принципах и приемах, уметь определять наиболее эффективные методы использования каждой альтернативной теории.

 

Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является философский.

 

При выделении данных уровней методологической культуры отсутствуют критерии оценки и нет представления о последовательности уровней методологической культуры. Но в то же время подобное деление дает возможность педагогу развивать способности и стремиться к самосовершенствованию в своей практической деятельности.

 

В. А. Сластенин считает, что кроме знаний и умений к методологической культуре относится следующее.

 

1. Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности.

 

2. Стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии.

 

3. Критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания.

 

4. Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания.

 

5. Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания.

 

6. Понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии» (Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002).

 

Здесь отмечается ценностный подход к пониманию методологической культуры, значение которого велико и состоит в следующем.

 

1. Позволяет определить последовательность методологических знаний, навыков и умений.

 

2. Дает возможность установить последовательность этапов изучения методологической культуры.

 

Попытки уйти от идеологических влияний на научное исследование не дают возможность определить оценки разных уровней методологической культуры педагога. А искусство давать оценку своим действиям указывает на важный показатель подготовки преподавателя.

 

При выделении уровней методологической культуры возможен такой момент, что не берется во внимание содержательная часть. Критерием определения степени методологической культуры в этом случае становится умение и способность педагога использовать собственные методологические знания.

 

Исходя из последнего, выделяются следующие уровни методологической культуры педагога.

 

1. Накопление знаний.

 

2. Использование знаний.

 

3. Создание знаний, т. е. творчество.

 

Такое описание уровней методологической культуры педагога дает представление только о способности педагога к методологической деятельности, в то время как содержательная часть остается неосвещенной. Чтобы определить содержание методологической культуры, необходимо выявить признаки и критерии уровней методологической культуры, определить последовательность ценностей данной культуры, постепенно достигая которые преподаватель сможет совершенствовать свою методологическую культуру. В данном случае методологическая культура является механизмом саморазвития педагога.

 

При общенаучном и философском уровнях методологической культуры выявляется способность педагога к деятельности, предполагающей наличие определенных знаний, умений и навыков, но способность достижения конечного результата не оценивается. В то время как именно достижение результата и итога действий является существенным признаком методологической культуры. Отсутствие знаний, умений и навыков, безрезультатность действий вследствие неверных методологических установок говорит об отсутствие методологической культуры педагога. Например, можно сделать ошибку в выборе уровня методологических приемов: применяется более высокий уровень, чем это необходимо для данного изучения, в результате это приводит к бесцельным рассуждениям. Так бывает, если вместо педагогической применяется философская методология. Более конкретный анализ позволяет выделить в методологической культуре сложную структуру и ее элементы.