Рассмотрим требования к системе образования

 

1. Доступность образования. Государство должно предоставить возможность каждому гражданину, получившему общее среднее образование и имеющему соответствующий документ об окончании, продолжить образование в любом высшем учебном заведении. Невозможность обучения должна восприниматься человеком как справедливое ограничение. Поэтому при поступлении в вуз должны отсутствовать какие-либо сословные, национальные, религиозные, половые, классовые и политические ограничения.

 

2. Качество образования. Высшее образование как этап в образовательной деятельности человека должно быть личностно и общественно значимым. С одной стороны, обучение должно помочь человеку в качественном росте, с другой стороны, полученные знания и профессиональная подготовка должны обеспечить человеку достойную жизнь.

 

3. Реализация академических свобод студента в процессе обучения. Будущий студент должен быть уверен в том, что он сможет выбирать и постоянно уточнять свою профессиональную образовательную направленность (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т. п.). Кроме того, в вузе все отношения между студентами и преподавателями должны быть основаны на доверительных отношениях и принципах взаимоуважения, а учебный процесс должен быть построен так, чтобы не ущемлять права человека, обеспечивать свободу от физического и психического насилия.

 

Как часть системы образования, высшая школа предоставляет возможность получения знаний, которые в будущем способны не только создать высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда, но и обеспечить социальную защиту, уверенность, мобильность.

 

Система высшего образования в России на современном этапе должна решить стратегическую задачу получения как можно большим количеством граждан качественного и доступного (не зависящего от материальных возможностей, местожительства, условий жизни и работы и т. д.) образования. Именно образование дает постоянную возможность профессионально повышать свой уровень, менять профессиональную ориентацию в рыночных условиях. По прогнозам экспертов, переход к постиндустриальному обществу станет возможным тогда, когда 40–50 % населения будет иметь высшее образование. Система образования России и высшая школа вполне могут подготовить необходимое на рынке труда количество высококвалифицированных кадров и специалистов.

 

Но в настоящее время российская система образования находится в кризисном состоянии. Приведем некоторые признаки кризиса.

 

1. Обострение проблем доступа к образованию.

 

2. Усугубление проблем качества и релевантности образования.

 

3. Недостаточное финансирование.

 

4. Все меньше становится преподавателей с необходимой квалификацией, особенно на периферии, где падает престиж их работы и оплата труда.

 

5. Выделение небольшой группы благополучных, процветающих вузов на фоне основной массы нуждающихся и слабых.

 

6. Опасность потери гражданами возможности иметь равный доступ к образованию.

 

Система образования взрослых не в полной мере решает основные образовательные задачи – в течение всей жизни обновлять знания, полученные в профессиональной сфере. Право на получение образования, закрепленное в Конституции (ст. 42) и в Законе «Об образовании» (раздел 1, ст. 5), должно быть реализовано в полной мере. Должен учитываться принцип гуманистичности, особенно тогда, когда никто не может быть лишен возможности учиться по различным причинам: бедность, географическая или временная изолированность, социальная незащищенность, физические недостатки или занятость производственными и личными делами.

 

Несмотря на все недостатки состояния системы образования, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены основные положения, которые должны улучшить условия в сфере образования.

 

1. Фундаментализация образования.

 

2. Опережающий характер всей системы образования.

 

3. Доступность системы образования.

 

Фундаментализация образования означает ориентацию образования на приобретение знаний фундаментальных законов природы, общества и самого человека. Это должно дать возможность человеку самостоятельно решать свои проблемы в критических и стрессовых ситуациях при условии неопределенности, новизны, сложности в сочетании с природными и социальными явлениями. Термин «фундаментализация» подразумевает значительное повышение уровня образования людей, которые его получают, за счет определенного изменения методов решения учебного процесса и содержания изучаемых дисциплин.

 

Опережающее образование – это понятие образования, которое представляет собой необходимость опережать бытие сознанием в критический момент для развития общества. Основная мысль состоит в том, что система образования будущего своей главной целью должна иметь задачу зарождения и формирования у человека таких качеств, которые смогут позволить быть успешным, жить и работать в условиях XXI в. Таким образом, первоочередная задача опережающего образования – это ориентация на будущее.

 

Доступность образования обеспечивается за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на основе перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

4. Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации

 

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

 

Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.

 

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

 

Структура педагогического процесса включает в себя:

 

1. Цель – выявление итогового результата.

 

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

 

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

 

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

 

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

 

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

 

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

 

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

 

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).

 

2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

 

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.

 

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

 

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

 

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

 

Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.

 

Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

 

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

 

Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.

 

Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.

 

Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.

 

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.

 

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

 

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:

 

1) генетический фактор – наследственность;

 

2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.

 

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:

 

1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;

 

2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.

 

4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:

 

1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;

 

2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.

 

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

 

1) качества личностного восприятия учащегося;

 

2) логики усвоения воспринятого учащимся;

 

3) степени практического использования учебного материала.

 

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.

 

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:

 

1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;

 

2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;

 

3) уровня условий выражения педагогического процесса.

 

Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.

 

Определим главные принципы педагогического процесса.

 

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

 

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

 

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

 

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

 

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

 

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

 

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

 

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

 

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

 

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

 

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

 

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

 

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

 

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

 

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

 

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

 

Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.

ЛЕКЦИЯ № 5. Взаимосвязь педагогической науки и практики

1. Педагогическая наука и педагогическая практика как элементы познания педагогической действительности

 

Любая наука может определять в одном объекте исследования свой специфический предмет изучения. Предмет изучения – воспитание – присущ различным наукам. Исторический материализм, например, изучает воспитание как определенный элемент развития общества; история – как определенный элемент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – как определенный элемент изучения и становления личности развивающегося человека. Обособленность и наличие признаков научности вообще определяются, в первую очередь, присутствием такого предмета изучения, который не изучается другой наукой.

 

Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека.

 

Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.

 

Любая наука вправе иметь основные исторические этапы становления и область определенных явлений и процессов, которые она изучает и определение которых имеет большое значение для понимания ее теоретических основ. Без этого наука не могла бы развиваться. Потому и появляется все большее количество образовательно-воспитательных учреждений, увеличивается сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, создаются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподноситься педагогика как отдельная специальная научная дисциплина. Все это привело к большому скачку в развитии педагогической теории.

 

Педагогика, появившись как наука о воспитании детей и молодежи, по мере увеличения своих границ в области воспитания и области действия субъективных явлений в жизни общества, все более становится наукой о принципах педагогического влияния на людей различного возраста.

 

Постоянно совершенствуясь, любая наука привносит в свои теоретические знания новые понятия, наполняется новым содержанием и регламентирует свои научные изыскания и исследования. Этот процесс коснулся и педагогики. Педагогическая наука в современном мире представлена в виде целой системы педагогических наук.

 

Таким образом, педагогическая наука – это сочетание длительной практики процессов обучения и воспитания личности на фоне развития общества и социума, находящихся под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это итог долгого и последовательного исследования принципа развития личности.

 

Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.

 

Как и в любой науке, в педагогике существует давний спор о том, что такое педагогика: наука или искусство. Практическая деятельность позволяет разрешить данный спор. Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать. Знание философских понятий закономерностей обучения и воспитания, овладение формами, методами и средствами педагогического действия составляют основу педагогического мастерства.

 

Исследование педагогической науки следует начинать с научно-познавательной деятельности, на основе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как обязательная константа педагогической практики.

 

Настоящим педагогом может быть человек, имеющий, во-первых, призвание, внутреннее осознание того, что это именно его путь, а, во-вторых, также набор научных знаний и опыт, позволяющие постоянно находиться на пути поиска, развития, самосовершенствования.