В связи с этим были определены шесть принципов, на которые необходимо опираться при достижении намеченных целей.
На основании проведенного анализа социально-экономических факторов были определены стратегические цели, среди которых важнейшими были следующие.
1. Повышение образовательного уровня населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 г., которое достигалось путем предоставления каждому гражданину возможности интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями.
2. Обеспечение широты и качества образования, которое повышает профессиональную способность, значимость и социальную защищенность человека в сложных условиях рыночной экономики. Была разработана многоуровневая система высшего образования (1992–1993 гг.).
1. Принцип саморазвития – представляет собой отсутствие централизованной и авторитарной власти, а следовательно, демократизация управления образованием, что означает предоставление относительной самостоятельности вузам при решении поставленных перед ними проблем и задач.
2. Принцип качества – означает наличие качества образовательных программ, которое достигается посредством объединения в программах личностных и общественных ценностей.
3. Принцип разнообразия – предполагает наличие разнообразных типов высшего образования, которые различаются по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям.
4. Принцип единства – наличие преемственности и разделение ступеней образования в рамках системы образования.
5. Принцип равенства – наличие этого принципа означает предоставление всем гражданам одинаково равной возможности получить любое образование, т. е. это реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования.
6. Принцип эффективности – это возможность удовлетворить потребность регионов в высококвалифицированных кадрах с условием вложения наименьших затрат.
Несмотря на все продуманные и логические принципы, «Программа-92» оказалась слишком оптимистичной, принимая во внимание объявленные Правительством Российской Федерации показатели роста экономики в ближайшие годы. Не было выделено средств на такие ее проекты, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы, и они не были выполнены в намеченные сроки.
«Программа-92» в качестве одного из проектов определила создание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГОС ВПО (Постановление Правительства РФ № 773 от 10 августа 1993 г.). Данный проект должен был закрепить на нормативном уровне предложенные мысли и идеи в области обновления содержания образования. Таким образом, ГОС ВПО должен был стать основным нормативным документом системы высшего образования и определить уровни высшего профессионального образования, содержание и результаты учебного процесса.
Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят:
1) Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 г.);
2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.);
3) Федеральная программа развития образования;
4) Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
Согласно основному закону, российская образовательная система являет собой совокупность:
1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
2) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;
3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Термин «образовательная программа» подразумевает цельную программу определенного уровня образования, назначенного на уровне образца. Существует иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ, которая включает одиннадцать ступеней, относящихся к шести уровням образования (табл. 2).
Таблица 2
Уровни образования
Дошкольное образование не является обязательным условием поступления в первый класс начальной школы.
Следует отметить, что ни одна образовательная программа не является тупиковой. Существует преемственность между образовательными программами всех уровней, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне вплоть до самого высшего. Это значит, что документ, выданный по окончании полной средней школы, дает возможность его обладателю поступить в высшее учебное заведение любого направления.
Все реализуемые образовательные программы можно назвать основными. Кроме образовательных программ основного направления, существуют программы дополнительного образования. Оно может осваиваться гражданами по мере необходимости. Некоторые дополнительные образовательные дисциплины могут быть изучены слушателями в момент получения ими формального образования. Примером может служить сеть музыкальных школ, которые обучают по дополнительным программам музыкального образования. Дети имеют возможность учиться в музыкальной школе параллельно с обучением в общеобразовательной школе. У студентов и учащихся пользуются большой популярностью самые различные курсы дополнительного образования, такие как компьютерные, экономические, курсы иностранных языков, которые они изучают на факультативной основе, и т. д. Но все это дополнительное образование, скорее всего, предполагает образование незанятого и безработного населения или работающих специалистов. Задача, которую решает такое дополнительное обучение, – это постоянное повышение уровня знаний тех, кто понимает значение собственного развития. Таким образом, основу российской системы образования составляет сочетание основной и дополнительной образовательных программ.
Второй элемент, который является составляющим образования России, – система различного типа и вида образовательных учреждений. Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. учреждение, которое решает одну или несколько обучающих задач. Существуют некоторые особенности установленных норм.
1. Образовательные учреждения могут быть образованными не только органами государственной власти и местного самоуправления, а также учредителями могут стать и организации любой другой формы собственности, в том числе иностранные, общественные и религиозные организации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Следовательно, по принадлежности к организационно-правовым формам образовательные учреждения могут являться государственными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и т. п.) и муниципальными.
2. Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебно-методическую документацию, которая определяет организацию всего учебного процесса, является образовательной программой в целом, ее разделение на часы по учебным дисциплинам и годам обучения. Существует единственный нормативный документ в этой сфере, которого необходимо придерживаться при составлении учебных программ, – это ГОСТ. Все другие документы являются рекомендуемыми к исполнению и носят характер необязательных, координирующих учебно-методическую работу образовательных учреждений.
3. Каждое образовательное учреждение, которое намеревается определить своей задачей образовательную деятельность и приступить к обучению школьников или студентов, должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности определенного уровня и возможность выдавать документы об образовании государственного образца. Выдача такой лицензии производится после того, как образовательное учреждение успешно проходит этапы аттестации и последующей государственной аккредитации.
Образовательные учреждения в зависимости от уровня и направленности обучающих программ могут разделяться по типам и видам. Тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Вид образовательных учреждений зависит от направленности реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Можно привести пример общеобразовательных школ, среди которых появились лицеи и гимназии; образовательные учреждения среднего профессионального образования разделяются на училища, техникумы, колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и т. д.
Третий элемент в образовательной системе – это органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации, общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:
1) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием.
Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными – федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Под руководством Министерства образования или других федеральных министерств находятся свыше 95 % всех государственных вузов. Только негосударственные вузы не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти и управляются непосредственно учредителем.