Общая характеристика системы образования

К целям образования относятся следующие.

Цель как системообразующий компонент образовательной системы

Общепризнанно, что образование сегодня является общечеловеческой ценностью в обществе. Этот факт имеет законодательную базу, так как в конституциях большинства стран указывается на право человека на получение образования.

 

1. Формирование знаний и развитие способностей и умений, которые дают возможность человеку быть стойким, упорным, встречая жизненные трудности.

 

2. Становление характера и ответственности человека в тех жизненных ситуациях, когда необходимо приспосабливаться к условиям общественной, социальной и природной среды.

 

3. Наличие необходимых средств и форм для реализации личностного и профессионального роста.

 

4. Усвоение знаний, опыта, которые необходимы для развития личной свободы и автономии.

 

5. Формирование средств и условий для развития творческой активности и становления морально-нравственных норм.

 

Образование является средством передачи культуры, усваивая которую человек не только приспосабливается к изменяющимся условиям, но так же у него формируется жизненная активность.

 

Это дает возможность выходить за пределы ограниченного круга, формировать собственную индивидуальность и быть свободным в принятии решений и отстаивании личных позиций.

 

Анализ целей образования приводит к значимому выводу о том, что общая направленность образования на гармоничное развитие личности и есть назначение, призвание и задача каждого человека. В то же время каждая составляющая педагогической системы имеет свой взгляд на пути достижения целей образования, а также на его гуманистическую направленность. В содержание целей образования следует внести не только информацию о современных новейших научно-технических достижениях, но и информацию гуманитарного плана, которая формирует, развивает знания и умения, опыт творческой деятельности.

 

Концептуальным документом развития образовательной системы России до 1991 г. являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», принятое в марте 1987 г. Однако известные политические события, приведшие к распаду СССР, выдвинули на передний план государственной политики Российской Федерации проблему определения собственной стратегии развития образования в России.

 

Вышедший в июне 1991 г. первый Указ первого Президента России Б. Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования» (Указ Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», июнь 1991 г.). Указ и изданное в его исполнение постановление Совета Министров РСФСР (№ 402 от 16 июня 1991 г.) определяли ряд мер, которые следовало принять в сфере развития образования, и в первую очередь необходимость создания к концу 1991 г. Государственной программы развития образования в России – «Программа-92».

 

Данная программа имела законченный характер, являла собой поэтапную и систематическую программу развития высшего образования в России. В основу авторами проекта было положено направление эволюционного становления российской системы высшего образования.