Вопрос 1. Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга туристского предприятия.
Тема 3.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
План лекции
- Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга туристского предприятия.
- Методы ценообразования. Виды скидок в туризме.
- Ценовые стратегии туристского предприятия.
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.
В самом узком смысле, цена – экономическое понятие, означающее количество денег, за которое покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу товара (услуги).[1]
В широком смысле, цена – это сумма ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу.
Цена – мощный и гибкий маркетинговый инструмент (один из элементов 4Р), использование которого позволяет значительно повысить экономическую эффективность деятельности предприятия. Цена выполняет следующие функции:
- формирует уровень спроса и, следовательно, объём продаж;
- определяет рентабельность всей деятельности предприятия;
- существенно влияет на позиционирование продукта и фирмы в глазах потенциальных покупателей;
- является средством конкурентной борьбы.
Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. В современных условиях хозяйствования цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем туристских услуг, как механизм, обеспечивающий равновесие между спросом и предложением.
Факторы, влияющие на уровень цен в туризме:
1. Внешние:
- состояние экономики;
- государственное регулирование цен;
- тип рынка;
- международное окружение;
- политическая ситуация;
- потребители, их платежеспособность;
- конкуренты;
- участники каналов товародвижения от производителя до реализации туристского продукта;
2. Внутренние:
- цели туристского предприятия;
- имидж;
- менеджмент;
- собственные затраты туристского предприятия;
- финансово-экономическое состояние;
- стадия жизненного цикла продукта на рынке и др.
Структуру цены на туристский продукт можно представить следующими элементами:
- себестоимость туристской услуги;
- косвенные налоги по отдельным видам деятельности;
- прибыль туристской организации;
- скидки для отдельных групп туристов;
- надбавка или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу посредника.
Основу цены туристской услуги составляет себестоимость, которая характеризует текущие издержки туристской организации на производство и реализацию услуг. В туристском бизнесе доля затрат в цене услуг предприятия (без НДС), как правило, составляет 80-85%. Любая организация стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском услуг, и получить достаточную прибыль. Прибыль обеспечивает финансирование текущих расходов и развитие предприятия.
В практической деятельности каждая туристская организация определяет и систематически корректирует уровень цен на предоставляемые услуги, то есть формирует оптимальную ценовую политику.
Ценовая политика представляет собой механизм принятия решений о поведении туристской организации на рынке в области ценообразования, исходя из целей и задач предпринимательской деятельности, внутрифирменных установок, уровня издержек производства и других факторов.
Другими словами, ценовая политика – это искусство определения и управления ценами продуктов фирмы в соответствии с её стратегиями и реальными условиями функционирования на рынке.
Ценовая политика реализуется поэтапно и в общем виде может осуществляться в последовательности, представленной на рисунке.
Рисунок – Этапы формирования ценовой политики фирмы[2]
Этап 1. Определение целей, которых стремится достичь туристская организация с помощью выпуска конкретной услуги. Можно выделить три группы целей, которые могут быть достигнуты в рамках ценовой политики:
- Цели, связанные с прибылью:
- максимизация прибыли в долгосрочном периоде;
- максимизация прибыли в краткосрочном периоде;
- максимизация рентабельности.
- Цели, связанные с объёмом продаж:
- максимизация объёма продаж в натуральных единицах измерения продукта;
- максимизация выручки;
- увеличение темпов роста продаж;
- увеличение доли рынка фирмы.
- Цели, связанные с конкуренцией:
- стабилизация существующего положения;
- позиционирование относительно конкурентов.
Этап 2. Определение спроса на туристскую услугу. Чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.
Этап 3. Анализ уровня и структуры издержек, определяющих нижнюю границу цены и возможности варьирования в разумном, экономически оправданном интервале.
Этап 4. Анализ цен услуг конкурентов, что позволяет туристскому предприятию привести в соответствие цены на собственные туристские продукты, их потребительские свойства и качественные характеристики, сопоставив с аналогичными показателями конкурентов.
Этап 5. Выбор метода ценообразования и предварительный расчёт вариантов цены с учётом скидок и наценок.
Этап 6. Установление окончательной цены и разработка ценовой стратегии в соответствии с особенностями услуги и ситуации на рынке. Туристская организация выбирает ту или иную стратегию, учитывая интересы самого предприятия.