Планирование выездных налоговых проверок

Раздел 3 Организация и методика проведения выездных налоговых проверок

 

Значение планирования выездных налоговых проверок Этапы планирования: формирование информационных ресурсов, внутренняя и внешняя информация, досье налогоплательщика; анализ камеральных проверок, бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков; выбор объектов контроля; Концепция системы планирования; критерии рисков; утверждение плана.

 

Значительный уровень правонарушений требует от работников налоговой службы выработки эффективных приёмов и методов проведения контроля с целью предотвращения попыток уклонения от налогообложения. Поэтому особо важным следует считать этап подготовки к проверке, в ходе которого определяется или уточняется программа проверки, которая утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении:

- перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

- сроков их проведения;

- видов налогов (сборов и других обязательных платежей);

- периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

- кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Планирование осуществляется в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм доначисленных налогов, пени и налоговых санкций при минимальных затратах рабочего времени и усилий специалистов налоговых органов.

На подготовительном этапе проводится изучение налоговых деклараций и расчетов, лицевых счетов плательщика в сравнении с динамикой аналогичных данных с материалами, полученными из внешних информационных источников. Оцениваются темпы развития данного плательщика в сравнении с типичными. Исключительную методологическую важность имеет анализ показателей баланса и их изменение в проверяемый период и в сравнении с предыдущими данными. Особый интерес налоговых органов вызывают показатели доходности, результаты от реализации, наличие капитальных и финансовых вложений, состояние запасов, задолженности и другие существенные обстоятельства, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Важнейшими составными этапами процесса планирования и подготовки выездных проверок являются следующие процедуры:

1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках.

2. Анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

3. Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика.

4. Выбор объектов проверки согласно критериям по Концепции.

5. Подготовка и составление перечня вопросов проверки (выбор категории проверок) и периодов проверки.

6. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

Рассмотрим процесс планирования подробнее:

1. Информационные ресурсы о налогоплательщиках - это система подготовительных данных, созданная на основе имеющейся в налоговых органах информации о налогоплательщиках.

Работа налоговых органов по формированию информационных ресурсов должна отвечать следующим требованиям:

- непрерывность – обеспечение постоянного сбора всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

- систематизация – создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика);

- актуализация – своевременное обеспечение обновления информации;

- полнота – наличие объема информации, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

- достоверность – предварительный анализ поступающей информации на предмет ее соответствия реальному положению дел;

- организация рациональной системы обработки и хранения информации – включение всей информации в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС «ЭОД»).

В целях правильного отбора организаций для проведения проверок налоговым органам необходимо иметь достаточную информацию о налогоплательщиках, полученную как из внутренних, так и из внешних источников.

К внутренней информации относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно – это, в частности информация:

- по учету налогоплательщиков (ЕГРН);

- по налоговой и бухгалтерской отчетности;

- по камеральным и выездным проверкам;

- об исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов;

- из прочих источников (результаты проверки контрольно - кассовой техники (ККТ), сведения от руководства предприятия и т.д.)

К внешней информации относится информация, полученная инспекциями от других контролирующих органов, органов государственной власти, от юридических и физических лиц, например, информация :

- от правоохранительных органов;

- от финансовых органов;

- от органов статистики;

- от кредитных учреждений;

- от внебюджетных фондов;

- от ГАИ;

- от органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния;

- их средств массовой информации;

- и т.д.

Известно, что развитие рыночной структуры предполагает значительный рост хозяйственных, финансовых, гражданско-правовых связей как между юридическими и физическими лицами с государственными органами, так и между самими предприятиями, их подразделениями, гражданами. Информация о таких связях и их характеристиках (наименования объектов, адреса, суммы и даты финансовых операций, допущенные нарушения законодательства и др.) собирается во многих ведомствах и государственных органах.

Она характеризуется огромными объемами и имеет сложную взаимосвязанную структуру представления данных. Исключительная ценность этой информации увеличивается при ее актуализации, сверке с целью более точной идентификации или выявления расхождений данных, взаимном обмене информации. Взаимодействие ведомств позволяет устранить дублирование потоков информации и, что особенно важно, исключить повторную и не всегда однозначную обработку одних и тех же ее потоков в различных государственных органах.

Информационное взаимодействие организаций, входящих в финансовую систему России, является общегосударственной и внутриведомственной задачей. Так, например, отдел налогового контроля при МВД России в целях борьбы с нарушителями налогового законодательства должен получать инспекций Министерства РФ по налогам и сборам данные о контрольных проверках налогоплательщиков, в результате которых выявлены факты уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.

Четкий контроль за размерами налогооблагаемой базы при исчислении налогов в налоговых инспекциях не возможен без использования поступающих из подразделений государственного таможенного комитета (ГТК) РФ сведений о прохождении грузов и товаров через границу.

Для осуществления своих функций налоговые органы должны обладать соответствующей информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы. Так, в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ информация предоставляется следующими органами:

- регистрирующими физических лиц по месту жительства, либо факт рождения и смерти физического лица;

- осуществляющие учёт и регистрацию недвижимого имущества;

- органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреж-дения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

- органы (учреждения) уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику;

- органы, осуществляющие учёт и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Кроме этого, банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета организациями, индивидуального предпринимателя в пяти дневной срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счёта.

Способы организации обработки налоговой информации оказывают всё большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и представления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Конечным результатом работы по сбору и обработки информации о налогоплательщиках является формирование досье налогоплательщика. Досье состоит из пяти разделов:

1. Идентификационная часть, в которой собрана общая информация о налогоплательщике.

2. Данные о хозяйственных операциях и иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы.

3. Косвенные данные о хозяйственной деятельности – информация от третьих лиц.

4. Сигнальная информация, полученная в результате контрольной работы (о нарушениях).

5. Другие сведения.

В системе ЭОД структура досье имеет следующий вид:

1. Учетные данные налогоплательщика

2. Учет по месту нахождения головной организации

3. Адреса налогоплательщика

4. Руководитель налогоплательщика

5. Бухгалтер налогоплательщика

6. Учредители – физические лица

7. Классификация налогоплательщика

8. Численность налогоплательщика

9. Сведения из фондов

10. Ликвидационный период

11. Наблюдение и финансовое оздоровление (Банкротство)

12. Маски отчетности

13. Новый отчетный период

14. Показатели учетной политики

15. Упрощенная система налогообложения

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок учитываются результаты камеральных проверок и результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, которые оформляются в специальное заключение. Заключение содержит рекомендации о проведении проверок в соответствующих организациях с обоснованием причин, послуживших для таких выводов.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

По результатам анализа подготавливается заключение с обоснованием выводов по отбору налогоплательщиков для проверки.

Приемы и методы анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков определяется налоговым органом самостоятельно исходя из уровня оснащенности компьютерной техникой, опыта и знаний работников инспекции.

В результате анализа имеющейся информации о налогоплательщике, а также по результатам камеральных проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, должностные лица приступают к отбору налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Целью планирования, прежде всего, является концентрация контрольных мероприятий на зонах риска, обеспечение качества контрольных мероприятий, мотивирование налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

В мае 2007 года Налоговая Служба утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок, в октябре внесены дополнения. (Приказ ФНС от 14.10.2008 №ММ-3-2/467@).

Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 12 критериям риска. Данные критерии опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).

Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Отбор плательщиков основан на определении "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в "теневом" секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетовза определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Налогоплательщики, отнесенные к зоне риска

В результате отбора ежеквартально составляется план проведения выездных налоговых проверок.

Работа по подготовке плана ведется отделом выездных налоговых проверок. В ходе подготовки плана решается вопрос о категории проверки, о необходимости привлечения к проверкам сотрудников правоохранительных органов.

Планы проведения выездных налоговых проверок должны быть утверждены руководителем налогового органа не позднее, чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

План проверок является конфиденциальным документом.

План может корректироваться при получении заданий от вышестоящих налоговых органов, по мотивированным запросам других налоговых органов и поручениям правоохранительных органов, а также при отсутствии условий для проведения проверки и других непредвиденных обстоятельств (временное отсутствие руководителя или главного бухгалтера проверяемой организации).

Корректировка производится по решению руководителя инспекции на основании докладной записки начальника отдела.

Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и создания благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необходимые организационные вопросы, связанные с ее проведением. Должна быть собрана вся необходимая информация о налогоплательщике.

Подготовительная работа является важным этапом подготовки к дальнейшей выездной налоговой проверке. Именно во время подготовительной работы складываются первые впечатления об организации, строится стратегия предстоящей выездной налоговой проверки, решается вопрос об ее глубине: будет ли проверка полной или достаточно обратить внимание на отдельные вопросы; ограничиться ли проверкой на месте с представлением налогоплательщиком необходимых документов или выехать непосредственно в организацию и т.д.

В результате этой работы выездная проверка может быть отменена, несмотря на то, что организация попала в число проверяемых.

В целях сокращения срока проведения проверки работники налоговых органов устанавливают:

- время проведения проверки;

- количество участников при проверке в зависимости от ее сложности;

- порядок проведения проверки;

- процедуру сбора документов и др.

В зависимости от сложности поставленной перед налоговым органом задачи определяется план проверки, который может быть более или менее подробным.

Выполнение плана выездных налоговых проверок в инспекции возлагается на отдел выездных проверок.