Оформление и реализация результатов камеральной налоговой проверки

 

Порядок отражения результатов проверки в декларации. Оформление акта проверки по результатам проверки. Порядок принятия решения по результатам камеральной проверки. Виды решений. Требование об уплате доначисленных сумм. Ответственность налогоплательщиков. Порядок представления уточненных форм налоговой отчетности.

 

По окончанию камеральной проверки налоговая декларация подписывается на титульном листе проверяющим с указанием даты проверки.

Если налоговые декларации были представлены в электронном виде и переданы по телекоммуникационным каналам связи, то при установлении нарушений декларации распечатываются и подписываются должностным лицом на титульном листе с указанием даты проверки. Если нарушений не установлено, то декларации не распечатываются, а формируется список проверенных деклараций, который подписывается должностным лицом налогового органа и визируется начальником отдела камеральных проверок с указанием даты проверки.

Проверенная налоговая отчетность хранится в отделе финансового и общего обеспечения.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового Кодекса.

Акт проверки должен быть составлен по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт камеральной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте камеральной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица.

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

Акт камеральной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта камеральной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице.

Вводная часть акта камеральной проверки должна содержать:

- номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

- наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

- дату акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

- должность, фамилию, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин, с указанием наименования налогового органа;

- сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная налоговая проверка (наименование налога (сбора), дата представления, первичная либо уточненная (корректирующая), регистрационный номер, период);

- полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, представившего налоговую декларацию (расчет). В случае представления налоговой декларации (расчета) организацией по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование филиала, представительства;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код причины постановки на учет (КПП);

- указание на то, что проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах;

- даты начала и окончания проверки;

- место нахождения организации (ее филиала, представительства) или место жительства физического лица;

- перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки: об истребовании документов (информации) и иных действиях, произведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки;

- иные необходимые сведения.

Описательная часть акта камеральной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Итоговая часть акта камеральной налоговой проверки должна содержать:

- сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов);

- об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам;

- о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

- предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату (неперечисление) налогов и сборов, приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательством порядком и т.д.);

- выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Кроме того, итоговая часть акта камеральной налоговой проверки должна содержать:

- указание на количество листов приложений;

- указание на право представления возражений по результатам выездной налоговой проверки.

Акт камеральной налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка.

До вручения лицу, в отношении которого проводилась проверка, акт камеральной налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе.

Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу.

Акт камеральной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка. На последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:

 

"Экземпляр акта с ______ приложениями на ____ листах получил"

(количество приложений)

 

за подписью руководителя организации, физического лица или индивидуального предпринимателя, получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

При отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт камеральной налоговой проверки на последней странице акта делается запись:

 

«________________________________________от подписи акта отказался»,

(должность, ФИО руководителя организации или ФИО индивидуального предпринимателя)

 

заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты.

В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта камеральной налоговой проверки, на последней странице акта делается запись:

 

"___________________________ от получения настоящего акта уклонился",

(должность, ФИО руководителя организации или ФИО индивидуального предпринимателя)

 

заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. При этом акт камеральной налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, индивидуального предпринимателя. Датой вручения акта считается шестой рабочий день, считая с даты отправки заказного письма (п.5 ст.100 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа и решениепо ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, указания на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения, а также предложения об уплате соответствующих сумм налоговых санкций, неуплаченного налога, суммы пени.

Например, за неуплату или неполную уплату сумм налога к налогоплательщику применяется мера ответственности по статье 122 НК РФ.

 

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

 

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности указываются обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, а также суммы неуплаченных налогов и пени.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов камеральной налоговой проверки, руководитель налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Принятие такого решения допускается исключительно на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа.

Для получения такого разрешения необходимо не позднее десяти дней до окончания проверки направить по электронной почте письмо с мотивированным обоснованием необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Указанное письмо подготавливается отделом камеральных проверок, визируется юристом и подписывается руководителем налогового органа.

После вынесения решения по результатам камеральной проверки не позднее следующего рабочего дня решение направляется в отдел ввода информации для отражения в лицевых счетах налогоплательщика доначисленных налогов, пени и налоговых санкций. Копия решения вручается налогоплательщику под расписку или направляется заказным письмом по почте.

Решение вступает в силу по истечению десяти дней с момента вручения налогоплательщику.

В десятидневный срок с даты вступления в силу решения по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет требование об уплате налога, пени и сумм налоговых санкций.

Контроль за уплатой налогоплательщиком указанных сумм осуществляет отдел урегулирования задолженности.

В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию и представить уточненную налоговую декларацию.