Стили управления и имидж менеджера.
Стиль управления — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (организации) в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера:
· задачи и функции коллектива;
· условия работы коллектива;
· размеры и структура коллектива;
· индивидуальные качества и опыт руководителя;
· профессионализм менеджера;
· уровень профессиональной подготовки и сознательности членов трудового коллектива;
· уровень зрелости и сплоченности трудового коллектива и др.
Диапазон стилей руководства простирается от полной демократии до абсолютной автократии. Исследования различных типов руководителей и эффективности их деятельности, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный, или автократический, демократический и либеральный, хотя на практике не часто встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля.
Основные черты каждого стиля руководства приведены в табл.1
Содержание стилей руководства
Параметры | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
Природа стиля | Власть и ответственность сосредоточены в руках руководителя | полномочия делегированы, но сохранены ключевые позиции у руководителя | Снятие руководителем с себя ответственности и отречение от власти в пользу коллектива |
Установление целей и выбор средств централизованы у высшего руководства | Принятие решений разделено по уровням с участием работников в управлении | Предоставлена возможность самоуправления в желаемом для группырежиме | |
Информационные потоки движутся преимущественно вертикально (сверху) | Потоки информации движутся по вертикали и горизонтали | Движение потоков информации в основном по горизонтали | |
Сильные стороны | Быстрое принятие решений и мобилизация. Эффективность в условиях кризиса, низкого профуровня, слабой мотивации сотрудников | Высокие результаты работы сотрудников посредством их участия в управлении | Высокие творчество, самовыражение. Развитие инициативы и самостоятельности сотрудников |
Слабые стороны | Нездоровый микроклимат. Возможны конфликты и хаос. Текучесть кадров. Низкие инициативность, надежность и отдача работников | Требуется много времени для решения задач | Низкие эффективность и качество работы в неквалифицированном, недисциплинированном коллективе. Потеря темпов |
Имидж (англ. image — буквально образ) менеджера — это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика.
«Имидж» — английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего- либо. Забота о своем имидже — это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация.
Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.
Обретение профессионального имиджа — не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.
Смысл понятия «имидж» складывается из разных слагаемых. Важнейшая составляющая часть его — нравственная. Дело в том, что нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и идеал его — вседозволенность.
Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и прежде всего — духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т. е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.
В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:
· принцип повторения;
· принцип непрерывного усиления воздействия;
· принцип «двойного вызова».
Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека.
Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Это только для Вас» или «Я — для Вас» и т. д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации.
Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам.
Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека.
Секрет воздействия имиджа, как и рекламы,— в обращении, как к сознанию, так и к подсознанию.
Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.